Page 42 - Талант умноженный на характер
P. 42

ГЛАВА 3.  «ШАХТЕРСКИЙ ВАЛЬС» И ПОСЛЕВОЕННАЯ «ПЕРЕЗАГРУЗКА»                                                                                         ГЛАВА 3.  «ШАХТЕРСКИЙ ВАЛЬС» И ПОСЛЕВОЕННАЯ «ПЕРЕЗАГРУЗКА»


                                                                     «Справка о работе и творческой деятельности                                     неприятное впечатление, а творческую жизнь коллектива это рушит полностью, а именно: во время мо-
                                                                    балетной труппы Всесоюзного Шахтёрского                                          его пребывания на репетициях восстанавливались только танцы, поставленные Варковицким и Таиро-
                                                                                Ансамбля песни и пляски                                              вым. Оказывается, что хотя бы примитивных письменных записей танцев этих постановщиков сделано
                                                                              г. Сталино, 15 января 1957 г.                                          не было. Вследствие каких причин не знаю, в репертуар эти танцы сходу включены не были и были
                                                                           на имя заведующего культотделом                                           заброшены на весьма длительное время, а, следовательно, забыты и исполнителями, и балетмейстером
                                                                     Республиканского комитета профсоюза уголь-                                      Аппаком. Сейчас, когда дирекция ансамбля потребовала срочно восстановить вышеуказанные поста-
                                                                      щиков Украинской ССР тов. Стойко П.М.                                          новки, на репетициях царят шум и споры. Каждый артист убеждает другого, что этот примерно кусок
                                                                    В соответствии с Вашим распоряжением, с 6 по 12 ян-                              или примерно вот эта комбинация постановщиком была показана или поставлена так-то, а балетмей-
                                                                  варя  1957  года  мною,  балетмейстером  Умановым  В.А.,                           стер, сам не зная совершенно ни текста, ни композиции танца, не может сказать своего веского слова,
                                                                  была  обследована  работа  творческой  деятельности  ба-                           как должно быть, так или иначе. А, следовательно, пляски, сделанные другими мастерами балета, за
                                                                  летной труппы Всесоюзного шахтёрского ансамбля пес-                                которые заплачены определённые суммы денег, – искажаются, переформируются и додумываются на
                                                                  ни и пляски (в данном случае почему-то фигурирует такое                            ходу по предложениям танцовщиков или самого т. Аппака, и, безусловно, в конечном счёте кроме того,
                                                                  название – авт.).                                                                  что создают полную дезорганизацию, шум и анархию на репетициях, – не представляют уже той цен-
                                                                    В ходе просмотра работы и личных бесед непосред-                                 ности и преподносятся зрителю уже в искажённом виде. Спрашивать не с кого.
                                                                  ственно с артистами балетной труппы считаю необходи-                                 3.   Репертуар балета.
                                                                  мым изложить следующее:                                                              Как мне удалось установить, в настоящее время в балете ансамбля основной репертуар состоит при-
                                                                    1.   Состав балетной труппы – 23 человека. В силу сво-                           мерно из следующих постановок:
                                                                  его  преклонного  возраста,  отсутствия  необходимых  дан-                           - три или более украинских пляски
                                                                  ных  для  работы  в  профессиональном  коллективе,  уком-                            - два или три шахтёрских танца
                                                                  плектованность балета нельзя считать качественной <…>.                               - русская колхозная пляска, <…> которую, кстати, можно считать одной из удачных. Танцевальный
                                                                    2.   В балетной труппе ансамбля отсутствует творче-                              дуэт, бичующий стиляг. Кое-что ещё. И, пожалуй, это всё основное, что не может радовать, так как те-
                                                                  ский  подъём,  крайне  необходимый  для  качественного                             матика танцевальных постановок не уходит дальше украинских и шахтёрских танцев.
                                                                  роста коллектива в целом, и в частности отдельно для ис-                             Считаю, что среди имеющихся в репертуаре шахтёрских танцев-плясок всё же нет ни одной, кото-
                                                                  полнителей. <…> В беседе с кадровыми артистами балета                              рая бы носила характер серьёзного фундаментального произведения, прославляющего почётный труд
                                                                  о причинах внутреннего состояния и отсутствии творче-                              шахтёра <…>. Как факт, что в настоящий момент в коллективе отсутствуют лучшие образцы танце-
                                                                  ского подъёма и пр. причины мною были установлены                                  вального искусства народов Советского Союза и стран народной демократии. За 20 лет существования
                                                                  несколько позже уже не со слов, а на фактах, не оставля-                           балетная труппа шахтёрского ансамбля могла быть вполне богатой, если бы по-хозяйски и с любовью
         Оригинал доклада балетмейстера Уманова  по ансамблю,
         хранящийся в Донецком краеведческом музее                ющих сомнения:                                                                     сохранялся,  совершенствовался  новый  ценный  репертуар  народного  танцевального  искусства.  Тща-
                                                                    а)  Тренажная  работа  ведётся  только  по  класси-                              тельно пересматривались, обсуждались и правильно корректировались творческие планы, сценарии
                      ческому  классу  балетмейстером  тов.  Аппаком  в  должном  порядке,  квалифицированно,  но  однобоко.                         и либретто постановщиков.
                      Учитывая, что основным, доминирующим репертуаром ансамбля является народный танец, отсутствие                                    Учитывая всё вышеизложенное, а также то, что в составе труппы подавляющее большинство – ква-
                      характерного тренажа пагубно сказывается на постановочной работе над народными танцами, где необ-                              лифицированные  работоспособные  товарищи,  многие  из  которых  имеют  многолетний  беспрерыв-
                      ходима передача образа, колорита, и столь необходимых, казалось бы, мелочей, характеризующих чер-                              ный стаж работы в этом ансамбле и составляющие здоровое ядро коллектива, считаю необходимым
                      ты, вскрывающих ярче образы национальности, постановки танцев которой ведутся в ансамбле. Если                                 для улучшения дальнейшей жизни этого коллектива (как видим, вопрос о ликвидации ансамбля на
                      классический тренаж является школой балета, той необходимой грамотой, которую обязан знать каж-                                тот момент ещё не стоял – авт.) внести следующие предложения:
                      дый уважающий себя профессиональный артист, то характерный тренаж непосредственно подготавли-                                    1.   Усилить состав балетной труппы ансамбля за счёт [замены] малоквалифицированных
                      вает артиста народного танца к предстоящим постановкам, через целый ряд тренажных комбинаций                                   и по возрасту не подходящих [артистов] молодыми высококвалифицированными танцовщиками
                      у палки, этюдов на середине, вводит артиста в образ, привычки той или другой национальности, артист                            и танцовщицами.
                      балета всё это вынашивает в себе и к постановке приходит полностью подготовленным. Это в ансамбле                                2.   Уделить особое внимание учебно-тренажной работе. Обязательно ввести уроки характерного
                      отсутствует. И как факт, что в имеющемся репертуаре исполнительское мастерство идёт по шаблону,                                тренажа (кроме классического, который является обязательным). Для этой цели при наличии имеюще-
                      не сохраняется та непосредственность и прелесть, которая присуща каждому народному танцу по-своему.                            гося состава обязательно ввести должность педагога по классу классического и характерного тренажа,
                         б) Постановочная работа.                                                                                                    он же – репетитор по чистке танцевального репертуара. Освободив от этой обязанности балетмейстера
                         К  постановкам  в  ансамбле,  кроме  тех,  которые  делаются  балетмейстером  Аппаком,  привлекаются                        балетной труппы.
                      и постановщики из других городов, такие как тт. Таиров, Варковицкий, Вирский и др.                                               3.   Кроме всех творческих обязанностей, которые обязан нести балетмейстер балетной труппы,
                         В обязанности художественного руководителя балетной труппы входит полное знание композиции                                  вменить в обязанность его же запись, строгий учёт текста и композиций всех постановок, осуществля-
                      и текста танцев, поставленных им самим, а ещё более – знание композиций и текстов танцев, поставлен-                           емых в коллективе, а репертуар, не идущий в ходу в настоящее время, периодически прогонять, не до-
                      ных приезжими постановщиками. То, что пришлось видеть мне, оставило самое что ни на есть до боли                               пуская ни под каким видом, чтобы исполнители забывали текст и композицию.

                  40                                                                                                                                                                                                                 41
   37   38   39   40   41   42   43   44   45   46   47