Page 21 - Талант умноженный на характер
P. 21

ГЛАВА 1.  РОЖДЕНИЕ ДОНБАССКОЙ ЛЕГЕНДЫ


 ется к тому, кто своей  неустанной заботой и вниманием сделал труд шахтёра почётным,
 а жизнь – свободной и радостной. Кантата как бы выражает основную тему нашего спектакля:  ГЛАВА 2.  ИСКУССТВО КАК ОРУЖИЕ,
 «Где ещё найдёшь любовь на свете,            ИЛИ ТЫСЯЧА КОНЦЕРТОВ
 Крепче нашей к Сталину любви!» [13].
 В свою очередь, критики в очередной раз сочли программу неидеальной (на то они и критики!),   ДЛЯ ПОБЕДЫ
 дипломатично отметив, что «способный и растущий творческий коллектив не говорит в ней в пол-
 ную силу своего голоса». Снова массу нареканий вызвали интермедии, которые назвали «самым
 уязвимым местом в спектакле-концерте»: «В статье, посвящённой премьере, художественный
 руководитель ансамбля В. Бальшин писал, что «спектакль цементируется рядом интерме-
 дий». К сожалению, интермедии оказались не цементом, а рыхлой глиной, которая рассыпа-  …Уже на следующий день после начала Великой Отечественной войны, 23 июня 1941 года, Пле-
 лась на глазах у зрителей». Впрочем, можно предположить, что интермедии как раз были весьма   нум ЦК профсоюза работников искусств обнародовал «Обращение ко всем творческим работни-
 реалистичны, чем и вызвали неудовольствие цензуры: «Знатный шахтёр Пронин получает ту-  кам». В нём было сказано: «Где бы ни находились части нашей Красной армии и Военно-морского
 ристическую путёвку для поездки в Москву, но постановщики спектакля заставляют его мы-  флота, работники искусств разделяют с бойцами фронтовую жизнь. Отныне наше искусство,
 тарствовать в столице, гоняют по 12 гостиницам и т.д. Исполнение основных ролей в интер-  как никогда, будет служить могучим и боевым средством победы коммунизма над фашизмом».
 медиях стоит на довольно невысоком уровне. Не спасает интермедий и оформление, сделанное    После выхода данного обращения началась активная работа по формированию концертных
 с большим вкусом и очень оригинально».  бригад, которые вскоре стали неотъемлемой частью фронтового быта. Артисты давали выступле-
 Совсем другую реакцию закономерно вызвала вышеупомянутая «Кантата о Сталине»: «Хор   ния в лесах и полях, на военных кораблях и аэродромах, в городах и сёлах, где временно базиро-
 и оркестр ансамбля неплохо справились с исполнением кантаты, которую можно смело отне-  вались войсковые части, в госпиталях, эвакуационных пунктах и на вокзалах, откуда бойцы от-
 сти к числу выдающихся музыкальных произведений». В конечном итоге новую программу обще-  правлялись на фронт. Зачастую концерты проходили в сложнейшей обстановке: в зимнюю стужу
 ственность одобрила, адресовав коллективу немало хороших слов: «Бывшие забойщики, крепиль-  приходилось играть, не снимая перчаток, выступления артистов прерывались бомбёжками и арт-
 щики, слесари стали певцами, музыкантами, танцорами, чтецами, радуют сердце каждого,   обстрелами.
 кто следит за их творческим ростом. В исполнении плясок (балетмейстер Г. Лоссе) особенно
 наглядно виден рост талантливой шахтёрской молодёжи, пришедшей в ансамбль из самодея-
 тельных кружков. С успехом выступает в третьей программе и джаз-ансамбль, руководимый
 Б. Клейманом. Нужно отметить большое мастерство, высокую исполнительскую культуру
 участников джаза». И в качестве своеобразного творческо-идеологического напутствия говори-
 лось следующее: «В силах ансамбля сделать спектакль-концерт более ярким, художественно-
 полноценным и, в лучшем смысле этого слова, злободневным. Нельзя отделаться двумя фра-
 зами по поводу постановления партии и правительства о Донбассе. Следует всем арсеналом
 художественных средств включаться в борьбу за подъём угольного Донбасса (вновь вспомним
 историческую речь Кагановича – авт.). Надо, чтобы ансамбль был своеобразным шахтёрским запе-
 валой, чтобы создаваемые им новые песни о горняцком труде подхватывались тысячами
 и летели из края в край всесоюзной кочегарки. Следует идти по пути регулярного обновления
 программы (а не делать это раз в год) с тем, чтобы лучше чувствовался в ансамбле пульс жиз-
 ни, чтобы было постоянное творческое горение и чувствовался непрерывный творческий рост
 молодёжи». [14].
 Учесть  эти  пожелания  при  подготовке  следующей  концертной  программы  не  представилось
 возможным: наступил 1941 год, принесший новые немыслимые реалии и поставивший перед ан-
 самблем принципиально иные задачи…








                           Вот так, под открытым небом, проходили выступления фронтовых концертных бригад
 18                                                                                              19
   16   17   18   19   20   21   22   23   24   25   26