Page 21 - Талант умноженный на характер
P. 21
ГЛАВА 1. РОЖДЕНИЕ ДОНБАССКОЙ ЛЕГЕНДЫ
ется к тому, кто своей неустанной заботой и вниманием сделал труд шахтёра почётным,
а жизнь – свободной и радостной. Кантата как бы выражает основную тему нашего спектакля: ГЛАВА 2. ИСКУССТВО КАК ОРУЖИЕ,
«Где ещё найдёшь любовь на свете, ИЛИ ТЫСЯЧА КОНЦЕРТОВ
Крепче нашей к Сталину любви!» [13].
В свою очередь, критики в очередной раз сочли программу неидеальной (на то они и критики!), ДЛЯ ПОБЕДЫ
дипломатично отметив, что «способный и растущий творческий коллектив не говорит в ней в пол-
ную силу своего голоса». Снова массу нареканий вызвали интермедии, которые назвали «самым
уязвимым местом в спектакле-концерте»: «В статье, посвящённой премьере, художественный
руководитель ансамбля В. Бальшин писал, что «спектакль цементируется рядом интерме-
дий». К сожалению, интермедии оказались не цементом, а рыхлой глиной, которая рассыпа- …Уже на следующий день после начала Великой Отечественной войны, 23 июня 1941 года, Пле-
лась на глазах у зрителей». Впрочем, можно предположить, что интермедии как раз были весьма нум ЦК профсоюза работников искусств обнародовал «Обращение ко всем творческим работни-
реалистичны, чем и вызвали неудовольствие цензуры: «Знатный шахтёр Пронин получает ту- кам». В нём было сказано: «Где бы ни находились части нашей Красной армии и Военно-морского
ристическую путёвку для поездки в Москву, но постановщики спектакля заставляют его мы- флота, работники искусств разделяют с бойцами фронтовую жизнь. Отныне наше искусство,
тарствовать в столице, гоняют по 12 гостиницам и т.д. Исполнение основных ролей в интер- как никогда, будет служить могучим и боевым средством победы коммунизма над фашизмом».
медиях стоит на довольно невысоком уровне. Не спасает интермедий и оформление, сделанное После выхода данного обращения началась активная работа по формированию концертных
с большим вкусом и очень оригинально». бригад, которые вскоре стали неотъемлемой частью фронтового быта. Артисты давали выступле-
Совсем другую реакцию закономерно вызвала вышеупомянутая «Кантата о Сталине»: «Хор ния в лесах и полях, на военных кораблях и аэродромах, в городах и сёлах, где временно базиро-
и оркестр ансамбля неплохо справились с исполнением кантаты, которую можно смело отне- вались войсковые части, в госпиталях, эвакуационных пунктах и на вокзалах, откуда бойцы от-
сти к числу выдающихся музыкальных произведений». В конечном итоге новую программу обще- правлялись на фронт. Зачастую концерты проходили в сложнейшей обстановке: в зимнюю стужу
ственность одобрила, адресовав коллективу немало хороших слов: «Бывшие забойщики, крепиль- приходилось играть, не снимая перчаток, выступления артистов прерывались бомбёжками и арт-
щики, слесари стали певцами, музыкантами, танцорами, чтецами, радуют сердце каждого, обстрелами.
кто следит за их творческим ростом. В исполнении плясок (балетмейстер Г. Лоссе) особенно
наглядно виден рост талантливой шахтёрской молодёжи, пришедшей в ансамбль из самодея-
тельных кружков. С успехом выступает в третьей программе и джаз-ансамбль, руководимый
Б. Клейманом. Нужно отметить большое мастерство, высокую исполнительскую культуру
участников джаза». И в качестве своеобразного творческо-идеологического напутствия говори-
лось следующее: «В силах ансамбля сделать спектакль-концерт более ярким, художественно-
полноценным и, в лучшем смысле этого слова, злободневным. Нельзя отделаться двумя фра-
зами по поводу постановления партии и правительства о Донбассе. Следует всем арсеналом
художественных средств включаться в борьбу за подъём угольного Донбасса (вновь вспомним
историческую речь Кагановича – авт.). Надо, чтобы ансамбль был своеобразным шахтёрским запе-
валой, чтобы создаваемые им новые песни о горняцком труде подхватывались тысячами
и летели из края в край всесоюзной кочегарки. Следует идти по пути регулярного обновления
программы (а не делать это раз в год) с тем, чтобы лучше чувствовался в ансамбле пульс жиз-
ни, чтобы было постоянное творческое горение и чувствовался непрерывный творческий рост
молодёжи». [14].
Учесть эти пожелания при подготовке следующей концертной программы не представилось
возможным: наступил 1941 год, принесший новые немыслимые реалии и поставивший перед ан-
самблем принципиально иные задачи…
Вот так, под открытым небом, проходили выступления фронтовых концертных бригад
18 19