Page 161 - Талант умноженный на характер
P. 161

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ. ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АНСАМБЛЕ                     ИЗ ПЕРВЫХ УСТ. ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АНСАМБЛЕ


 вальном смысле в поте лица. Так что единственный рецепт – это ответственность. Ты – артист,   яла, смотрела в бразильское небо, где всё наоборот, луна наоборот, – и думала о том, что бабушка
 ты вышел на сцену и забыл, что перед этим ехал много часов, не спал, не ел... Великие артисты   теперь на небесах и смотрит на меня оттуда…
 говорят, что сцена лечит, и даже когда они выходят к зрителю больными, они этого не чувствуют.   Все эти нагрузки, физические и эмоциональные, начинают сказываться немного позже – после
 Так же и мы.  40 лет, когда ты ещё продолжаешь танцевать (лично я танцевала до 45-ти). А переезды ночные,
 В одной из гастрольных поездок мне сообщили, что умерла моя бабушка, которая меня вос-  длительные, а размещение – в каком-то спортивном комплексе, все в одной комнате, на многоя-
 питывала.  Я  вся  в  слезах,  а  у  меня  сольный  номер  –  танец  «Горлица»,  и  мы  на  сцене  вдвоём   русных кроватях, и туалет с душем чуть ли не в этом же помещении. Потом перевозят нас куда-то –
 с партнёром, спрятаться не за кого. Как себя настроить, когда ты не знаешь, как это сделать, и будут   и бац, хорошая гостиница (хотя действительно хорошие гостиницы были редкостью, в основном
 ли тебя слушаться ноги вообще?.. Мне тут надо сейчас любовь изображать, а у меня одна мысль –   это был «студенческий» вариант проживания). Так что всё время было по-разному, условия раз-
 что бабушку похоронят без меня, потому что я бесконечно далеко от дома и никак не смогу при-  ные, и принимаешь это как данность. И если все в одной комнате – толком не спишь, потому что
 лететь…   кто-то вышел, кто-то вернулся, кто-то свет включил, дремлешь вполглаза, в общем. А потом с утра
 Помню, это был концерт в каком-то богатом еврейском клубе. А у меня дедушка был еврей,   выезд, молодёжь спит себе в автобусе, а тем, кто постарше, уже как-то не спится. И по возвращении
 он погиб на войне, и бабушка до самого конца его ждала, пронесла любовь к нему через всю свою   с гастролей я приняла решение завершить карьеру артистки балета. Но вообще 45 лет – это даже
 жизнь. И вот я сижу перед концертом, уже в танцевальном костюме, в ступоре от только что по-  «перевыполнение плана», потому что можно уйти на пенсию и раньше, если чувствуешь, что вы-
 лученного известия – и вдруг ко мне подсаживается незнакомый пожилой мужчина и начинает   работал свой ресурс, и есть 20 лет стажа. Словом, у всех по-разному.
 со мной разговаривать. Я с удивлением говорю: «Вы знаете русский?!». А он отвечает: «Я с Украи-  При этом пресса писала о том, как мы красиво живём, как не вылезаем из заграничных поездок –
 ны, воевал, был контужен, попал в плен, потом бежал и попал в Бразилию. И с тех пор всю жизнь   но на самом деле это, простите, была пахота на износ, а никакая не красивая жизнь. И потом, ви-
 живу в Бразилии – побоялся возвращаться, потому что меня бы посадили». И я на него смотрю,   димо, не всё в прессе отражалось – у нас было много поездок не только по дальнему зарубежью,
 и у меня мысль – как всё совпадает, а вдруг это мой тот самый дедушка?.. Но вроде внешнего   но и по областям внутри страны, и даже в тюрьмах перед заключёнными мы выступали. Высту-
 сходства нет, типаж совсем другой. Потом подошла к нему жена-бразильянка, взяла его под руку,   пление в колонии строгого режима – это, конечно, отдельная тема. Нам не сказали, куда мы едем.
 и они пошли в зал. И такое ощущение, что это как будто мне знак такой был… И я про себя говорю:   Ночь спали в автобусе, а утром глаза открываем и видим плакаты: «Будешь хорошо работать –
 «Я посвящаю этот танец любви своих бабушки и дедушки». И протанцевала, глядя на своего пар-  выйдешь по УДО». И нас выводят из автобуса и тут же ведут в клуб. Атмосфера, конечно, очень
 тнёра глазами, полными слёз. Наша флейтистка Света Чолан мне после концерта говорит: «Ира,   сложная, напряжённость в воздухе висит. Мужчины с тяжёлыми взглядами, в этих робах, подолгу
 ты ТАК «Горлицу» танцевала – просто как никогда!». После концерта мы с ребятами, конечно,   не видевшие женщин… Так что звёздной болезни у нас взяться было просто неоткуда.
 собрались. Мне бабушка в дорогу давала настойку, и вот мы этой настойкой её помянули… И я сто-  Помню, в Греции мы танцевали и на песке, и на плитках – у нас танцовщица ногу подвернула…
         Переодевались то за камушками, то за кустиками, туалетов нет. Жара, комары… Но зато как зву-
         чит: «Мы были в Греции!». И зарплаты у нас были маленькими, единственное, на чём мы могли
         поправить своё материальное положение – нам разрешалась торговля сувенирами. То есть у себя
         на родине мы их закупали и в перерывах между выступлениями продавали. Вот здесь – да, мы мог-
         ли заработать. Но, сами понимаете, речи о какой-то красивой жизни тут быть не может. Правда,
         экзотическую кухню попробовали. Нам как-то в Испании подали на ужин мидии, и мы впервые
         их ели – для нас это тогда была настоящая диковина. Некоторые объелись, потому что очень вкус-
         но. И дальше идёт концерт, мы танцуем «Утушку» («Русский танец» – авт.) – и девочки поворачи-
         ваются в танце, и одна тихонько так: «Мне плохо», а вторая: «Мне тоже!». Благо, что «Утушка» –
         танец темповый для ребят, а для девочек медленный. Обошлось без эксцессов, к счастью. Что ещё
         для нас было удивительно – в той же Испании нам совсем не давали первые блюда, там их особо
         не едят. А мы же привыкли супчики-борщики, и поначалу было некомфортно. Потом привыкли,
         потому что у них очень много салатов, заправленных оливковым маслом. Хотя мужчины наши
         без первого всё же не могли обойтись, и по их просьбе им всё-таки что-то готовили.
            …В августе 1989 мы вернулись с гастролей из Америки, а уже в сентябре у нас поездка в Волго-

 На гастролях   донск, небольшой городок в Ростовской области, – такая вот пёстрая география, всё через запятую.
 в Бразилии,   И, знаете, гастрольная жизнь очень влияет на семейную. Твои дети растут без тебя, твоя семья
 1990-е гг.
 Ирина Саул –   живёт без тебя. Ты возвращаешься домой после двухмесячных гастролей, а твой малыш смотрит
 крайняя справа,   на тебя и говорит: «Мама пиехала…». И так у всех. И это – неизбежная расплата за так называемую
 Светлана Чолан –
 крайняя слева  звёздность…
 156                                                                                                    157
   156   157   158   159   160   161   162   163   164   165   166