Page 46 - Талант умноженный на характер
P. 46
ГЛАВА 3. «ШАХТЕРСКИЙ ВАЛЬС» И ПОСЛЕВОЕННАЯ «ПЕРЕЗАГРУЗКА» ГЛАВА 3. «ШАХТЕРСКИЙ ВАЛЬС» И ПОСЛЕВОЕННАЯ «ПЕРЕЗАГРУЗКА»
свой ансамбль. И, тем не менее, его выступление как по уровню творческого исполнения, так и по самой тёрский ансамбль песни и пляски не только остановился в своём творческом росте, но и потерял свои
программе, вызвало чувство острой неудовлетворённости. жанровые особенности, утратил своё творческое лицо.
Программа концерта лишена цельности. В ней нет единства стиля, логической связи между отдель- Вот почему не будет преувеличением сказать, что любимый и признанный шахтёрами Донбасса кол-
ными её номерами. Это скорее всего программа смешанного эстрадного концерта, в котором заняты лектив зашёл в творческий тупик. Одной из причин, приведших к создавшемуся положению, явилось
эстрадный оркестр (хотя по характеру инструментов это оркестр народный), хор, отдельные солисты, и то, что в течение трёх лет в ансамбле сменилось 5 художественных руководителей. Нынешний худо-
дуэт бандуристов и танцевальные номера. Никакой театрализации, никакой единой мысли, которая жественный руководитель, заслуженный деятель искусств Латвийской ССР Я. Абрамис – несомненно
бы связывала программу ансамбля в единое целое, – нет. И самое главное: в концерте отсутствует шах- способный музыкант и дирижёр. Благодаря ему повысилось исполнительское мастерство хорового кол-
тёрская и донецкая тематика, если не считать исполнения весьма невыразительной песни композито- лектива, что особенно заметно при исполнении хором произведений без сопровождения. Однако его
ра С. Ратнера «Слава советским шахтёрам» да песни «Малышок» композитора Дм. Покрасс. «Пляска руководство ансамблем в целом недостаточно отвечает особенностям и специфике этого коллектива.
в нарядной» по характеру танцев и по своей теме могла бы происходить в любом другом месте и иметь Явно не справляется с возложенными на него обязанностями балетмейстер К. Аппак.
соответственно другое название. Если не считать костюмов, то в ней нет ничего типически шахтёрского. Недавно шахтёрский ансамбль песни и пляски передан в ведение украинского республиканского
То же самое можно сказать и о хореографической картине «Добро пожаловать в Донбасс». комитета профсоюза рабочих угольной промышленности. Дело чести украинского комитета профсоюза
Конечно, достойно одобрения то, что ансамбль знакомит своих слушателей с произведениями рус- угольщиков принять меры по улучшению творческой деятельности ансамбля, приданию ему верной
ских и зарубежных классиков, песнями советских композиторов, народными песнями, несёт в массы направленности. Надо укрепить руководство ансамблем, укомплектовать его молодёжью – лучшими,
музыкальную и вокальную культуру. Однако, нам думается, что в репертуаре хора, например, слишком талантливыми участниками шахтёрской художественной самодеятельности, которыми так богат наш
много произведений, исполняемых без сопровождения. Пусть хор их исполняет хорошо, но разве эти донецкий край, выпускниками специальных учебных заведений. Но главное – это необходимо сделать
произведения должны занимать столь много места в программе ансамбля, коллектива по своему жанру творческую работу шахтёрского ансамбля целеустремлённой, приблизить её к производству, к задачам,
синтетического. Странно и то, что хор исполняет очень мало украинских народных песен, песен укра- стоящим перед многотысячной армией шахтёров Украины. Программу концертов, нам думается, сле-
инских советских композиторов и советских классиков. И это в репертуаре коллектива, призванного дует театрализовать, ввести в неё конферанс и интермедии, построенные на злободневном шахтёрском
обслуживать горняков Украины! материале. Для этого надо широко привлечь к работе ансамбля донецких писателей, поэтов, компози-
Покидая зрительный зал после концерта, невольно задаёшь себе вопрос: почему ансамбль назы- торов. Необходимо также лучше и красочнее одеть коллектив, позаботиться о художественном оформ-
вается шахтёрским? В выступлениях ансамбля, в его программе нет ничего, чем живут шахтёры, что лении программ. И можно не сомневаться в том, что тогда шахтёрский ансамбль, храня свои славные
их волнует, что должно придавать коллективу именно шахтёрскую специфику. Творческая деятель- традиции, вновь вернёт себе утерянную славу, будет желанным гостем в шахтных клубах и дворцах
ность шахтёрского ансамбля оторвана от жизни и быта шахтёров, от их производственных интере- культуры, несущим высокое искусство шахтёрам.
сов и стоящих перед горняками задач. Не случайно в антракте проходчик шахты «Холодная балка» Г. Рисман, Главный дирижёр Сталинского театра оперы и балета.
тов. Приступа, впервые познакомившийся с ансамблем, высказал мнение, что мало в его программе И. Меркулов, Балетмейстер Украинского ансамбля песни и танца.
такого, что могло бы зажечь горняцкую молодёжь, звало бы её на трудовые подвиги. Н. Гревцов».
Много лучшего оставляет желать и творческий состав ансамбля. В составе смешанного хорового кол-
лектива ансамбля, несмотря на наличие отдельных хороших исполнителей, ощущается преобладание Сказано – сделано. Спустя 2 дня, 8 февраля 1957 года, выходит приказ по Шахтёрскому ансам-
вокалистов далеко не «ансамблевого» возраста, особенно в группе сопрано и альтов. Поэтому звучание блю – сухой и будничный: «Согласно постановления Президиума Украинского республиканского
группы сопрано не имеет той звонкости и серебристого колорита, который необходим верхнему голосу комитета профсоюзов рабочих угольной промышленности от 6 февраля 1957 года Шахтёрский
смешанного хора. Неровность голосов в тембровом отношении и силе звука создаёт тембровую пестро- ансамбль песни и пляски расформировывается. Все работники ансамбля согласно прилагаемого
ту, лишает хор ровного звучания как в отдельных группах, так и в общем. Голос некоторых артистов при сем списке освобождаются от работы в ансамбле с 11 февраля 1957 года по статье 47 пункта
хора имеет природные недостатки: детонирование звука, шатание. Отсутствуют в хоровом коллективе «а» КЗОТа. Бухгалтерии произвести расчёт с каждым работником ансамбля, указанным в спи-
солисты высокой квалификации с хорошими голосовыми, музыкальными и сценическими данными. ске, и выплатить двухнедельное выходное пособие. Получить в сберегательной кассе облигации
Общее впечатление от выступления танцевальной группы – недостаток танцевальной культуры. госзайма подписки 1956 года и вручить каждому рассчитываемому работнику».
Что касается самих танцев, то построены они все на один манер, исполняются в одном стиле, отсутствуют Итак, коллектив, некогда имевший всесоюзную славу и гремевший на всю страну, официально
в них яркие образы и характеры. Большинство танцев композиционно решены неудачно. В них не хва- прекратил своё существование, причём в трижды юбилейный год: собственного 20-летия, 40-ле-
тает лёгкости, чёткости и красоты рисунка.
В постановках танцев не использованы возможности каждого танцовщика, что приводит к ограни- тия Октябрьской революции и 50-летия профессиональных союзов СССР (помним, что ансамбль
ченности и одноцветности исполнителей, не даёт им возможности полностью раскрыть своё дарование. находился непосредственно в ведении профсоюзов). По странному совпадению, в том же 1957 году
Что же произошло с шахтёрским ансамблем? В чём причина того, что в настоящее время он стал Лазарь Каганович, двумя десятилетиями ранее ставший «крёстным отцом» ансамбля, был снят
заурядным коллективом, причём можно смело сказать, уступающим по своему исполнительскому ма- со всех постов и, соответственно, лишён своего былого влияния. Эти два события – расформиро-
стерству отдельным коллективам художественной самодеятельности нашей области? вание ансамбля и опала Кагановича – вряд ли могут быть связаны. Но именно так символично
Прежде всего, ансамбль перестал быть по своему составу молодёжным, потерял молодой задор, оба- «сошлись звёзды», перевернув очередную страницу в истории ансамбля, – которая, вопреки по-
яние юности и свежести, размах и удаль, отличавшие его ранее. В творческом составе ансамбля недо- становлению о его роспуске, на этом не закончилась.
статочно высок не только уровень специального, но и общего образования. Но хуже всего то, что шах-
44 45