Page 49 - Талант умноженный на характер
P. 49

ГЛАВА 4. «АПГРЕЙД» ШАХТЕРСКОГО АНСАМБЛЯ: «МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ»


         и соседней Ворошиловградской областей – они лично выезжали в крупные города по всей УССР
 ГЛАВА 4.  «АПГРЕЙД»   (Харьков, Днепропетровск, Запорожье, Киев, Полтаву, Ужгород, Львов, Ровно), а также в города
 ..
 ШАХТЕРСКОГО АНСАМБЛЯ:   России за сотни и тысячи километров от Донбасса – Воронеж, Тамбов, Свердловск, Молотов, Че-
         лябинск… Потенциальных артистов «высматривали» в музыкальных училищах и на фестивалях
 «МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ»  искусств. Как видим, подход к комплектованию кадров ансамбля был в корне изменён по сравне-
         нию с существовавшим ранее: если на начальном этапе истории коллектива, в довоенные 1930-е,
         ансамбль состоял исключительно из местных артистов, творчески одарённых представителей шах-
         тёрских профессий, то теперь он был собран из «легионеров», и упор делался не на их принадлеж-
         ность к горняцкому делу, а на профессиональное образование в сфере искусства.
 Распустив прежний состав ансамбля, профсоюзное руководство тут же приступило к формиро-  Параллельно с набором артистов происходили кадровые изменения в администрации ансам-
 ванию нового. Впрочем, фактически это была не ликвидация коллектива, а его «модернизация»:   бля.  Так,  в  июне  1957  года  «за  неудовлетворительное  руководство  бывшим  коллективом  Шах-
 бренд шахтёрского ансамбля по-прежнему оставался во главе угла.  тёрского ансамбля» были сняты со своих должностей директор Павел Маслов и его заместитель
         Сергей Клименков. Новым руководителем ансамбля стал упомянутый в предыдущей главе Павел

 «Созданный в 1937 году молодёжный шахтёрский ансамбль песни и танца за последние годы, вслед-  Маркович  Стойко,  ранее  заведовавший  культотделом  Украинского  республиканского  комитета
 ствие частой сменяемости художественных руководителей и неудовлетворительного пополнения но-  профсоюзов рабочих угольной промышленности: задачу «поднимать» старый-новый коллектив
 выми творческими силами, утратил свою былую славу, по своему составу перестал быть молодёжным,   решили доверить профильному профсоюзному лидеру, что вполне логично. И надо признать, что
 свои выступления-концерты проводил на низком идейно-художественном уровне, в отрыве от жизни   со своей миссией Стойко достойно справился, выведя ансамбль на новую устойчивую орбиту.
 шахтёров.  К августу 1957 г. творческий коллектив был полностью укомплектован (официальным «днём
 В ансамбле царила нездоровая обстановка: семейственность, имели место факты недостойного по-  рождения» ансамбля считалось 25 июля). Причём начальный этап его работы проходил не в Ста-
 ведения отдельных членов коллектива и т.д., что привело к утрате авторитета коллектива в целом.  лино: с 1 сентября 1957 г. коллектив в составе хора, оркестра и танцевальной группы был временно
 В связи с этим президиум Украинского республиканского комитета профсоюза работников угольной   перебазирован в г. Дружковку Сталинской области, где расположился в помещениях пионерла-
 промышленности в согласовании с высшими профсоюзными органами, Сталинским и Ворошиловград-  геря Торецкого завода им. Ворошилова. Вместе с артистами в Дружковку выехало и творческое
 ским обкомами КП Украины расформировал шахтёрский ансамбль и принял решение о создании моло-
 дёжного шахтёрского ансамбля песни и танца.  руководство (вышеупомянутые Реутский, Аппак, Келеп и Пономаренко) для подготовки дебютной
 Ставится  задание:  укомплектовать  новый  шахтёрский  ансамбль  в  порядке  конкурса  талантливой   программы в установленный срок – до 25 октября 1957 года. За коллективом были закреплены
 молодёжью из числа лучших участников шахтёрской художественной самодеятельности и выпускни-  два автобуса, позже к ним добавились ещё два, а также грузовик ЗИС и легковушка «Победа».
 ков музыкальных училищ и консерваторий Украины, сделать его одним из ведущих творческих коллек-  В свою очередь, директор ансамбля Стойко с немногочисленной админкомандой остался на основ-
 тивов республики и методическим центром для всей шахтёрской художественной самодеятельности.  ной базе ансамбля в ДК им. Франко для решения вопросов подготовки коллектива к концертной
 Средства на организацию нового молодёжного шахтёрского ансамбля, дальнейшее его финансиро-  деятельности, – прежде всего, в части обустройства служебных помещений и ремонта общежитий
 вание обеспечивает Украинский республиканский комитет профсоюза работников угольной промыш-  (женского – по адресу 3-я линия (нынешняя улица Красноармейская), 76 и мужского по адресу
 ленности.  пос. Рутченково, улица Фурманова, 3) .
                                                   1
 Зав. промышленным отделом ЦК КП Украины Бурмистров; зав. отделом искусств ЦК КП Украины
 Овчаренко; секретарь ЦК ЛКСМУ Дрозденко; председатель Укрсовпрофа Москалец».  Здание бывшего женского общежития шахтёрского ансамбля – это двухэтажка, вплотную примы-
    /«Предложения по созданию в Донбассе молодёжного шахтёрского ансамбля песни и танца»   кающая к известному всем дончанам «Дому с маскаронами» на углу Садового проспекта и Красноар-
    (из архивов ансамбля «Донбасс»)/  мейской улицы. К сожалению, в 2013 году в старинном здании произошёл пожар, и сегодня оно стоит,
                       хмуро глядя закопчёнными оконными проёмами на проспект и втайне надеясь, что когда-нибудь его
 20 мая 1957 года в г. Сталино вышло постановление президиума Украинского республиканского   восстановят.
 комитета профсоюза рабочих угольной промышленности «Об организации Шахтёрского ансам-  Что касается мужского общежития, то над местом его дислокации пришлось поломать голову. Дело
 бля песни и танца «Молодая Гвардия» . В документе говорилось, что новый коллектив должен   в том, что в разрозненных кадровых документах того времени фигурируют два адреса в Кировском рай-
 1
                       оне Сталино – вначале это, как сказано выше, улица Фурманова, 3, вместо которой в приказах по ансам-
 быть организован в течение мая-июля 1957 г. при Рутченковском Дворце культуры им. И. Франко.   блю вскоре появляется улица Маковского, 17. Оба адреса на современной карте Донецка отсутствуют –
 Отбор участников (возраст 18 – 25 лет) осуществляли художественный руководитель К.Д. Реут-  точнее, улица Фурманова в городе существует, но совсем в другом районе и в глубине частного сектора.
 ский (ранее директор Киевского хореографического училища), руководитель оркестра В.А. Поно-  Возник вопрос, сколько же было мужских общежитий у ансамбля и где конкретно они находились?..
 маренко, дирижёр-хормейстер В.Л. Келеп и главный балетмейстер К.И. Аппак. В поисках молодых
 дарований творческие руководители нового ансамбля не ограничивались пределами Сталинской
         1  Протокол заседания президиума Сталинского областного совета профессиональных союзов Украинского республиканского совета профсоюзов г. Сталино № 37 от 30.12.1957 г. п. 11 «О шахтёрском молодёж-
 1  Архив ансамбля «Донбасс».  ном ансамбле песни и танца». Р-920, оп. 2, д. 273.
 46                                                                                                     47
   44   45   46   47   48   49   50   51   52   53   54