Page 49 - Талант умноженный на характер
P. 49
ГЛАВА 4. «АПГРЕЙД» ШАХТЕРСКОГО АНСАМБЛЯ: «МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ»
и соседней Ворошиловградской областей – они лично выезжали в крупные города по всей УССР
ГЛАВА 4. «АПГРЕЙД» (Харьков, Днепропетровск, Запорожье, Киев, Полтаву, Ужгород, Львов, Ровно), а также в города
..
ШАХТЕРСКОГО АНСАМБЛЯ: России за сотни и тысячи километров от Донбасса – Воронеж, Тамбов, Свердловск, Молотов, Че-
лябинск… Потенциальных артистов «высматривали» в музыкальных училищах и на фестивалях
«МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ» искусств. Как видим, подход к комплектованию кадров ансамбля был в корне изменён по сравне-
нию с существовавшим ранее: если на начальном этапе истории коллектива, в довоенные 1930-е,
ансамбль состоял исключительно из местных артистов, творчески одарённых представителей шах-
тёрских профессий, то теперь он был собран из «легионеров», и упор делался не на их принадлеж-
ность к горняцкому делу, а на профессиональное образование в сфере искусства.
Распустив прежний состав ансамбля, профсоюзное руководство тут же приступило к формиро- Параллельно с набором артистов происходили кадровые изменения в администрации ансам-
ванию нового. Впрочем, фактически это была не ликвидация коллектива, а его «модернизация»: бля. Так, в июне 1957 года «за неудовлетворительное руководство бывшим коллективом Шах-
бренд шахтёрского ансамбля по-прежнему оставался во главе угла. тёрского ансамбля» были сняты со своих должностей директор Павел Маслов и его заместитель
Сергей Клименков. Новым руководителем ансамбля стал упомянутый в предыдущей главе Павел
«Созданный в 1937 году молодёжный шахтёрский ансамбль песни и танца за последние годы, вслед- Маркович Стойко, ранее заведовавший культотделом Украинского республиканского комитета
ствие частой сменяемости художественных руководителей и неудовлетворительного пополнения но- профсоюзов рабочих угольной промышленности: задачу «поднимать» старый-новый коллектив
выми творческими силами, утратил свою былую славу, по своему составу перестал быть молодёжным, решили доверить профильному профсоюзному лидеру, что вполне логично. И надо признать, что
свои выступления-концерты проводил на низком идейно-художественном уровне, в отрыве от жизни со своей миссией Стойко достойно справился, выведя ансамбль на новую устойчивую орбиту.
шахтёров. К августу 1957 г. творческий коллектив был полностью укомплектован (официальным «днём
В ансамбле царила нездоровая обстановка: семейственность, имели место факты недостойного по- рождения» ансамбля считалось 25 июля). Причём начальный этап его работы проходил не в Ста-
ведения отдельных членов коллектива и т.д., что привело к утрате авторитета коллектива в целом. лино: с 1 сентября 1957 г. коллектив в составе хора, оркестра и танцевальной группы был временно
В связи с этим президиум Украинского республиканского комитета профсоюза работников угольной перебазирован в г. Дружковку Сталинской области, где расположился в помещениях пионерла-
промышленности в согласовании с высшими профсоюзными органами, Сталинским и Ворошиловград- геря Торецкого завода им. Ворошилова. Вместе с артистами в Дружковку выехало и творческое
ским обкомами КП Украины расформировал шахтёрский ансамбль и принял решение о создании моло-
дёжного шахтёрского ансамбля песни и танца. руководство (вышеупомянутые Реутский, Аппак, Келеп и Пономаренко) для подготовки дебютной
Ставится задание: укомплектовать новый шахтёрский ансамбль в порядке конкурса талантливой программы в установленный срок – до 25 октября 1957 года. За коллективом были закреплены
молодёжью из числа лучших участников шахтёрской художественной самодеятельности и выпускни- два автобуса, позже к ним добавились ещё два, а также грузовик ЗИС и легковушка «Победа».
ков музыкальных училищ и консерваторий Украины, сделать его одним из ведущих творческих коллек- В свою очередь, директор ансамбля Стойко с немногочисленной админкомандой остался на основ-
тивов республики и методическим центром для всей шахтёрской художественной самодеятельности. ной базе ансамбля в ДК им. Франко для решения вопросов подготовки коллектива к концертной
Средства на организацию нового молодёжного шахтёрского ансамбля, дальнейшее его финансиро- деятельности, – прежде всего, в части обустройства служебных помещений и ремонта общежитий
вание обеспечивает Украинский республиканский комитет профсоюза работников угольной промыш- (женского – по адресу 3-я линия (нынешняя улица Красноармейская), 76 и мужского по адресу
ленности. пос. Рутченково, улица Фурманова, 3) .
1
Зав. промышленным отделом ЦК КП Украины Бурмистров; зав. отделом искусств ЦК КП Украины
Овчаренко; секретарь ЦК ЛКСМУ Дрозденко; председатель Укрсовпрофа Москалец». Здание бывшего женского общежития шахтёрского ансамбля – это двухэтажка, вплотную примы-
/«Предложения по созданию в Донбассе молодёжного шахтёрского ансамбля песни и танца» кающая к известному всем дончанам «Дому с маскаронами» на углу Садового проспекта и Красноар-
(из архивов ансамбля «Донбасс»)/ мейской улицы. К сожалению, в 2013 году в старинном здании произошёл пожар, и сегодня оно стоит,
хмуро глядя закопчёнными оконными проёмами на проспект и втайне надеясь, что когда-нибудь его
20 мая 1957 года в г. Сталино вышло постановление президиума Украинского республиканского восстановят.
комитета профсоюза рабочих угольной промышленности «Об организации Шахтёрского ансам- Что касается мужского общежития, то над местом его дислокации пришлось поломать голову. Дело
бля песни и танца «Молодая Гвардия» . В документе говорилось, что новый коллектив должен в том, что в разрозненных кадровых документах того времени фигурируют два адреса в Кировском рай-
1
оне Сталино – вначале это, как сказано выше, улица Фурманова, 3, вместо которой в приказах по ансам-
быть организован в течение мая-июля 1957 г. при Рутченковском Дворце культуры им. И. Франко. блю вскоре появляется улица Маковского, 17. Оба адреса на современной карте Донецка отсутствуют –
Отбор участников (возраст 18 – 25 лет) осуществляли художественный руководитель К.Д. Реут- точнее, улица Фурманова в городе существует, но совсем в другом районе и в глубине частного сектора.
ский (ранее директор Киевского хореографического училища), руководитель оркестра В.А. Поно- Возник вопрос, сколько же было мужских общежитий у ансамбля и где конкретно они находились?..
маренко, дирижёр-хормейстер В.Л. Келеп и главный балетмейстер К.И. Аппак. В поисках молодых
дарований творческие руководители нового ансамбля не ограничивались пределами Сталинской
1 Протокол заседания президиума Сталинского областного совета профессиональных союзов Украинского республиканского совета профсоюзов г. Сталино № 37 от 30.12.1957 г. п. 11 «О шахтёрском молодёж-
1 Архив ансамбля «Донбасс». ном ансамбле песни и танца». Р-920, оп. 2, д. 273.
46 47