Page 33 - Талант умноженный на характер
P. 33

ГЛАВА 3.  «ШАХТЕРСКИЙ ВАЛЬС» И ПОСЛЕВОЕННАЯ «ПЕРЕЗАГРУЗКА»

 ..                                                                 Прежнее  здание  Шахтёрского  ансамбля  –
 ГЛАВА 3.  «ШАХТЕРСКИЙ ВАЛЬС»                                    Рутченковский дворец культуры – в ходе немец-

 И ПОСЛЕВОЕННАЯ                                                  ко-фашистской оккупации получило колоссаль-
                                                                 ные  разрушения.  А  то,  что  уцелело,  уже  после
 «ПЕРЕЗАГРУЗКА»                                                  освобождения  Сталино  пострадало  от  случив-
                                                                 шегося пожара (комиссией была определена со-
                                                                 хранность здания всего в 20%, но тем не менее
                                                                 было  принято  решение  о  его  восстановлении).
                                                                 Первое время после возвращения в родной го-
 С окончанием Великой Отечественной войны в истории Шахтёрского ансамбля началась новая   род  ансамбль  размещался  в  здании  оперного
 эпоха – созидательного творчества. Хотя отголоски военного лихолетья на первых порах ещё дава-  театра;  как  уже  рассказывалось  в  предыдущей
 ли о себе знать: в сложных материальных условиях находился как коллектив в целом, так и арти-  главе, там же проходили его концерты. Кстати,
 сты в частности. Хранящиеся в ансамбле архивные документы первых послевоенных лет отражают   в  двух  кварталах  от  театра,  в  четырёхэтажном
 реалии того далёкого непростого времени.                        здании  на  Пушкинской  улице,  жил  и  демоби-
                                                                 лизовавшийся  из  рядов  Красной  армии  и  воз-
 «Тов. Абраменко А.А. зачислить на работу в Шахтёрский ансамбль согласно договора сторожем, без вы-  вратившийся в Шахтёрский ансамбль Зиновий
 дачи хлебной карточки».  Документ на фирменном бланке ансамбля   Дунаевский – решением Сталинского горсовета
         с адресом базы
                                                                 от 24 января 1946 года он получил здесь двух-
 «Отмечая Международный женский день 8-е Марта, Дирекция, Парторганизация и Местный ко-  комнатную квартиру. Дом этот стоит и поныне –
 митет Шахтёрского ансамбля поздравляет женщин <…> и премирует весь женский состав коллектива   вторым от угла с Комсомольским проспектом; теперь его адрес – улица Постышева, 109 [40].
 отрезами материала на летние платья за н/расчёт (премия, но за деньги! – авт.). Учитывая наступивший   Затем на протяжении нескольких лет Шахтёрский ансамбль вместе с обкомом профсоюза уголь-
 период подготовки новой концертной программы ансамбля, дирекция надеется, что женщины коллек-  щиков базировался в здании нынешнего городского управления полиции по улице Челюскинцев,
 тива будут авангардом в подготовке этой программы».
         53 [51]. А в середине 1950-х годов, когда реконструкция Рутченковского дворца культуры была за-
         вершена, коллектив вернулся на место своей первоначальной, довоенной «дислокации» [43]. К сло-
 «Отмечая работу тов. Френкеля, лучшую среди инспекторов, объявляю благодарность и премирую
 внеочередным талоном на промтовары».  ву, до войны Рутченковский ДК являлся центральным дворцом культуры горняков Донбасса и на-
    /Из кадровой документации ансамбля конца 1940-х гг./  ходился в непосредственном ведении ЦК профсоюза рабочих угольной промышленности. После
         реконструкции дворец сохранил свою ведомственную принадлежность и со статусом республикан-
         ского дворца культуры горняков и новым названием – Дворец культуры угольщиков им. И. Фран-
         ко – поступил в ведение Украинского республиканского комитета профсоюза рабочих угольной
         промышленности [36].
                             1
            И для ДК, и для Шахтёрского ансамбля начался новый этап в истории. Позади остались труд-
         ности  военного  времени,  и  ансамбль  заново  привыкал  к  той  обычной  своей  жизни,  какой  она
         и должна была быть: репетиции, концерты, поездки… На фоне этой вдохновенной и достаточно на-
         пряжённой работы не обходилось без казусов – пожалуй, иначе у артистов не бывает. Тогдашний
         директор Шахтёрского ансамбля Борис Каганер держал коллектив, что называется, в ежовых рука-
         вицах (хотя, чего греха таить, не всегда «удерживал»). Думаем, читатель не станет хуже относиться
         к нашему ансамблю, если мы приоткроем ему свою историю не с «парадного входа», а из закулисья,
         с его житейскими ситуациями и поступками обычных живых неидеальных людей. В выдержках
         из приказов 70-летней давности по личному составу (стиль, орфография и пунктуация сохранены – авт.)
         есть немало заслуживающих внимания моментов – от занятных формулировок и значимых штри-
         хов к повседневной жизни того времени до применяемых мер административного воздействия,
 Здание   следовавших за малейшие нарушения дисциплины. А уж если они были не малейшими…
 базы ансамбля
 по адресу:  1
 9-я линия, 53  Выписка из протокола заседания президиума Украинского республиканского комитета профсоюза рабочих угольной промышленности за 7.12.1956 г.; постановление президиума Украинского республиканского комитета профсоюза рабочих
         угольной промышленности за 19.02.1957 г.
 30                                                                                                     31
   28   29   30   31   32   33   34   35   36   37   38