Page 32 - Талант умноженный на характер
P. 32

ГЛАВА 3.  «ШАХТЕРСКИЙ ВАЛЬС» И ПОСЛЕВОЕННАЯ «ПЕРЕЗАГРУЗКА»

                                                              ..                                                                                                                                Прежнее  здание  Шахтёрского  ансамбля  –
                      ГЛАВА 3.                «ШАХТЕРСКИЙ ВАЛЬС»                                                                                                                             Рутченковский дворец культуры – в ходе немец-

                                              И ПОСЛЕВОЕННАЯ                                                                                                                                 ко-фашистской оккупации получило колоссаль-
                                                                                                                                                                                             ные  разрушения.  А  то,  что  уцелело,  уже  после
                                              «ПЕРЕЗАГРУЗКА»                                                                                                                                 освобождения  Сталино  пострадало  от  случив-
                                                                                                                                                                                             шегося пожара (комиссией была определена со-
                                                                                                                                                                                             хранность здания всего в 20%, но тем не менее
                                                                                                                                                                                             было  принято  решение  о  его  восстановлении).
                                                                                                                                                                                             Первое время после возвращения в родной го-
            С окончанием Великой Отечественной войны в истории Шахтёрского ансамбля началась новая                                                                                           род  ансамбль  размещался  в  здании  оперного
         эпоха – созидательного творчества. Хотя отголоски военного лихолетья на первых порах ещё дава-                                                                                      театра;  как  уже  рассказывалось  в  предыдущей
         ли о себе знать: в сложных материальных условиях находился как коллектив в целом, так и арти-                                                                                       главе, там же проходили его концерты. Кстати,
         сты в частности. Хранящиеся в ансамбле архивные документы первых послевоенных лет отражают                                                                                          в  двух  кварталах  от  театра,  в  четырёхэтажном
         реалии того далёкого непростого времени.                                                                                                                                            здании  на  Пушкинской  улице,  жил  и  демоби-
                                                                                                                                                                                             лизовавшийся  из  рядов  Красной  армии  и  воз-
                         «Тов. Абраменко А.А. зачислить на работу в Шахтёрский ансамбль согласно договора сторожем, без вы-                                                                  вратившийся в Шахтёрский ансамбль Зиновий
                       дачи хлебной карточки».                                                                                        Документ на фирменном бланке ансамбля                  Дунаевский – решением Сталинского горсовета
                                                                                                                                      с адресом базы
                                                                                                                                                                                             от 24 января 1946 года он получил здесь двух-
                         «Отмечая Международный женский день 8-е Марта, Дирекция, Парторганизация и Местный ко-                                                                              комнатную квартиру. Дом этот стоит и поныне –
                       митет Шахтёрского ансамбля поздравляет женщин <…> и премирует весь женский состав коллектива                   вторым от угла с Комсомольским проспектом; теперь его адрес – улица Постышева, 109 [40].
                       отрезами материала на летние платья за н/расчёт (премия, но за деньги! – авт.). Учитывая наступивший              Затем на протяжении нескольких лет Шахтёрский ансамбль вместе с обкомом профсоюза уголь-
                       период подготовки новой концертной программы ансамбля, дирекция надеется, что женщины коллек-                  щиков базировался в здании нынешнего городского управления полиции по улице Челюскинцев,
                       тива будут авангардом в подготовке этой программы».
                                                                                                                                      53 [51]. А в середине 1950-х годов, когда реконструкция Рутченковского дворца культуры была за-
                                                                                                                                      вершена, коллектив вернулся на место своей первоначальной, довоенной «дислокации» [43]. К сло-
                         «Отмечая работу тов. Френкеля, лучшую среди инспекторов, объявляю благодарность и премирую
                       внеочередным талоном на промтовары».                                                                           ву, до войны Рутченковский ДК являлся центральным дворцом культуры горняков Донбасса и на-
                                                                  /Из кадровой документации ансамбля конца 1940-х гг./                ходился в непосредственном ведении ЦК профсоюза рабочих угольной промышленности. После
                                                                                                                                      реконструкции дворец сохранил свою ведомственную принадлежность и со статусом республикан-
                                                                                                                                      ского дворца культуры горняков и новым названием – Дворец культуры угольщиков им. И. Фран-
                                                                                                                                      ко – поступил в ведение Украинского республиканского комитета профсоюза рабочих угольной
                                                                                                                                      промышленности [36].
                                                                                                                                                          1
                                                                                                                                         И для ДК, и для Шахтёрского ансамбля начался новый этап в истории. Позади остались труд-
                                                                                                                                      ности  военного  времени,  и  ансамбль  заново  привыкал  к  той  обычной  своей  жизни,  какой  она
                                                                                                                                      и должна была быть: репетиции, концерты, поездки… На фоне этой вдохновенной и достаточно на-
                                                                                                                                      пряжённой работы не обходилось без казусов – пожалуй, иначе у артистов не бывает. Тогдашний
                                                                                                                                      директор Шахтёрского ансамбля Борис Каганер держал коллектив, что называется, в ежовых рука-
                                                                                                                                      вицах (хотя, чего греха таить, не всегда «удерживал»). Думаем, читатель не станет хуже относиться
                                                                                                                                      к нашему ансамблю, если мы приоткроем ему свою историю не с «парадного входа», а из закулисья,
                                                                                                                                      с его житейскими ситуациями и поступками обычных живых неидеальных людей. В выдержках
                                                                                                                                      из приказов 70-летней давности по личному составу (стиль, орфография и пунктуация сохранены – авт.)
                                                                                                                                      есть немало заслуживающих внимания моментов – от занятных формулировок и значимых штри-
                                                                                                                                      хов к повседневной жизни того времени до применяемых мер административного воздействия,
                                                                                                        Здание                        следовавших за малейшие нарушения дисциплины. А уж если они были не малейшими…
                                                                                                        базы ансамбля
                                                                                                        по адресу:                    1
                                                                                                        9-я линия, 53                 Выписка из протокола заседания президиума Украинского республиканского комитета профсоюза рабочих угольной промышленности за 7.12.1956 г.; постановление президиума Украинского республиканского комитета профсоюза рабочих
                                                                                                                                      угольной промышленности за 19.02.1957 г.
                  30                                                                                                                                                                                                                 31
   27   28   29   30   31   32   33   34   35   36   37