Page 285 - Letopis
P. 285

При исполнении


        спектакль  «Летучая  мышь»,  вход  свободный.  Спектакль  задерживают  на  полчаса:
        люди всё идут и идут… Наконец, начало спектакля. Я выхожу на сцену первой – в
        роли Адели. Я всегда знала, что у нас благодарный зритель, но никогда не думала, что
        настолько. У нас самый лучший зритель в мире! Люди искренне радуются и горячо
        благодарят…
           Дальше  –  один  спектакль,  второй,  третий.  Солистов  не  хватает.  Сегодня  ты
        поешь  Виолетту  в  «Травиате»,  а  завтра,  толком  не  отдохнув,  девочку  Доротти  в
        «Волшебнике Изумрудного города». Если не споёшь ты, то не споет никто. Особенно
        тяжело становится в январе. Всё, что я ни делаю – просыпаюсь, иду репетировать,
        выступаю, иду домой, – я делаю под непрерывную канонаду. Не все выдерживают.
        Несколькими  месяцами  ранее  умирает  наш  Василий  Иванович  –  его  сердце  не
        выдержало постоянного напряжения и ответственности за нас и зрителей…
           Канонада. Разбитый и залитый кровью на Боссе троллейбус. Разбитый артиллерией,
        уничтоженный огнём склад декораций «Донбасс Оперы» – и больше нет ни «Летучего
        голландца»,  ни  «Любовного  напитка»,  ни  «Спартака»,  ни  «Отелло»…  Спектакль
        – и снова непрерывная канонада, а по вечерам – прорезающие черное небо залпы
        «Градов» – салют, как я объясняю сыну.
           Война  постепенно  становится  обыденностью,  частью  жизни.  Фантасмагория.
        Война и работающий театр. Первым фильмом о нашей войне стал фильм репортёра
        «RussiaToday»  Мигеля  Фрэнсиса  «Донецк  глазами  американца».  Видеоряд:
        разрушенный  Донецк,  разрывы,  а  в  качестве  саундтрека  наш  театр  репетирует
        «Травиату»! И в финале плачущий во время нашей репетиции Мигель Фрэнсис, для
        которого всё это страшно, а для нас это – жизнь, которой завтра уже может и не быть.
        Услышав заданный во время съёмок вопрос Мигеля: «Вам не страшно?», искренне
        недоумеваю. Всё как-то притупилось: жива, и слава Богу.
           Спектакли,  спектакли…  Нет  дирижёров.  За  пульт  встали  ребята  из  оркестра  –
        Юрий Парамоненко, Александр Пахоленко, Алексей Горобец, Павел Куриляк, а с ними
        – вокалист Сергей Дубницкий. Не хватает солистов – каждый учит новые партии.
        Выручают ветераны сцены. И как только у этих пожилых людей – пенсионеров –
        хватает на всё сил? Первая зарплата, которая не совсем зарплата: Анна Нетребко из
        солидарности  передала  театру  миллион  рублей,  и  каждому  из  нас  выдают  по  три
        тысячи. Огромные деньги!
           Спектакли,  спектакли…  Мы  играем  их,  не  задумываясь  о  том,  что  мы  значим
        для города. Уже в конце 2016 года мне как-то скажут: «В те дни мы жили вашим
        театром…». Для людей мы остаёмся островком той самой старой довоенной жизни,
        местом, где на пару часов можно отвлечься от ужасов войны. Но война приходит и
        в театр. Кажется, что мир уже вот-вот наступит, уже затихают бои под Дебальцево,
        уже что-то подписали в Минске… У нас идёт «Мистер Икс». Я пою Теодору. Разрыв,
        второй, третий… Кажется, будто попали в театр. С люстры летит вековая пыль, а в
        зале спокойно сидят зрители: никто не вскакивает, никто не кричит, будто ничего и не
        произошло. Я продолжаю петь, мы завершаем действие и… аплодисменты! Занавес…
        Начало нового действия и… все зрители на местах! У нас самый лучший зритель в
        мире! Иду домой и вижу воронку на бульваре Пушкина. Как-то не сразу понимаю, как
        же это близко: два квартала до театра, квартал до дома…
           Мир.… Или не мир? Стреляют, но где-то далеко и вроде непостоянно, или это я
        уже привыкла и не слышу.… Начинают возвращаться сослуживцы. Странно, но они
        приседают при звуках взрыва: если ты услышал разрыв, то в тебя уже не попали,
        не попали и слава Богу! Как-то разом повзрослевший сын, который, слыша взрыв,
                                                                                      285
   280   281   282   283   284   285   286   287   288   289   290