Знаменитая «Катюша», мотив которой стал негласным русским символом сродни «Калинке-малинке», не задумывалась как военная песня. Как и «Синий платочек», она была написана ещё в условно мирное время, однако в годы Великой Отечественной обрела новое звучание и смысл, и даже дала имя грозному оружию советской армии. Можно сказать, что «Катюша» стала оружием вдвойне: ведь стихи и песни поднимали дух бойцов, напоминая им о том главном, за что они стоят ни на жизнь, а на смерть, – о Родине и своих любимых. Эти главные ценности как раз и объединила в себе «Катюша».
В 1938 году в Москве был создан Государственный джаз-оркестр СССР под управлением Блантера и Кнушевицкого. В феврале 1939-го состоялась премьера подготовленной им программы. Тогда впервые и прозвучала «Катюша». В сопровождении оркестра её спела солистка Валентина Батищева, затем песню взяли в свой репертуар Георгий Виноградов, Лидия Русланова, Вера Красовицкая, а также многие профессиональные и самодеятельные коллективы. «Катюшу» распевали в городах и сёлах, на демонстрациях, народных гуляниях и просто в кругу семьи за праздничным столом. Едва появившись, она получила признание миллионов советских людей.
Несмотря на свою кажущуюся незатейливость, песня создавалась довольно сложно. Вначале были написаны стихи – точнее, первое четверостишие. А дальше автора Михаила Исаковского, что называется, «заклинило». «Я не знал, – говорил потом поэт, – что же дальше делать с Катюшей, которую я «заставил» выйти «на высокий берег на крутой» и запеть песню. Поэтому стихи пришлось отложить…».
Вернуться к работе над «Катюшей» помогло знакомство с композитором Матвеем Блантером. «Я начал одну песню…», – сказал ему Исаковский. Композитор живо заинтересовался материалом. «Вслушиваясь в слова, я заметил, что в стихотворении очень звонкая интонация. И в частности, вот что: бѐрег, нá берег! Какая причудливая игра ударений – прямо-таки как в весёлой народной припевке. Не исключено, что эта деталь окончательно определила подвижной жанр «Катюши».
Музыкальное решение песни было найдено – кстати говоря, тоже не сходу. Оставалось завершить стихи, а для этого – определиться с сюжетом. Эту задачу поэт и композитор решали вместе. Впрочем, направление поиска было само подсказано реалиями того времени. «Мы как бы уже предчувствовали войну, хотя и не знали точно, когда и откуда она может прийти, – рассказывал Исаковский. – Впрочем, мы не только предчувствовали, что война будет, но в известной мере уже переживали её: ведь в 1938 году ещё пылало пламя войны в Испании; в том же году Красная Армия вынужденно вела тяжёлые бои с японскими самураями у озера Хасан; не очень спокойно было и на западных наших границах. По этим причинам тема Родины, её защиты от врага была темой самой важной, самой первостепенной, и я, конечно, никак не мог пройти мимо неё даже в лирической песне». Так в советскую песенную лирику вошла новая тема – тема любви девушки и воина. Казалось бы, тема не нова. Однако в отличие от традиционных грустных песен о разлуке бойца с близкими людьми и родным домом, в «Катюше» звучат светлые нотки уверенности, бодрости и надежды вкупе с патриотизмом и гордостью девушки за своего любимого, защищающего рубежи Родины. Родилась не просто лирическая песня о любви, а о такой любви, которая укрепляет веру во всё хорошее и помогает бойцу выполнять свой долг.
По-новому зазвучала «Катюша» в годы Великой Отечественной войны. В народе появились десятки новых вариантов этой песни и «ответы» на неё. Кем только ни была в них героиня песни: и бойцом с автоматом в руках, и верной подругой солдата, и фронтовой медсестрой… Пели во время войны и о Катюше-партизанке, «проходившей по лесам и сёлам партизанской узкою тропой с той же самой песенкой весёлой, что когда-то пела над рекой». А потом в честь Катюши назвали новое оружие, вызывавшее животный ужас у врага – реактивные гвардейские миномёты. И об этих «катюшах» были сложены песни – всё на тот же полюбившийся узнаваемый мотив. «Катюша» стала популярна и за рубежом, среди прочего, став партизанским гимном итальянских патриотов, боровшихся против фашизма.
После окончания войны песня «Катюша» стала своеобразным паролем молодёжи всего мира на международных мероприятиях, а к проходившему летом 1985 года в Москве XII Всемирному фестивалю молодёжи и студентов было решено создать в её честь сувенир. Многочисленных гостей советской столицы встречала миловидная, улыбающаяся, приветливая девочка с ласковым и знакомым всем именем. Вера и оптимизм, заложенные в песню, её не подвели: Катюша дождалась Победы!
Программа подготовлена по материалам научной библиотеки Донецкого республиканского краеведческого музея.