Песня «Эх, дороги...» вместила в себя тысячи фронтовых километров, протянувшихся далеко-далеко от родного дома каждого солдата. Позади остались объятия близких и милые сердцу места, где знакомо каждое деревце. Впереди ждали чужбина и неизвестность, и на каждом шагу подстерегала смерть. Наши воины знали, зачем шли; они знали, что там, на далёком западе, их ждёт долгожданная Победа. Но до неё нужно было дойти – под огнём, ежедневно теряя боевых товарищей, на пределе физических возможностей, непрерывно видя вокруг все ужасы войны. Позабыть эти дороги действительно невозможно…
Песня «Эх, дороги...» увидела свет вскоре после окончания Великой Отечественной войны. Как признавался поэт Лев Ошанин, ему и будущему автору музыки Анатолию Новикову тогда казалось – всё, что можно написать о войне, уже написано. Но поручение нужно было выполнять: готовилась театрализованная программа «Весна победная», сюжетная канва которой предполагала песни оговоренной тематики и характера. И авторы взялись за дело. Тема была сформулирована скупо: «Под стук колёс», а в скобках – «Солдаты едут на фронт». Такой песни ещё не было…
«Эта песня должна была стать раздумьем о предстоящем и свершившемся, о горечи потерь и вере в победу. Такая песня, думалось нам, может быть написана только в 1945 году с позиций знания всего, что произошло на войне», – вспоминал Лев Ошанин.
Авторы «Дорог» в боевых действиях Великой Отечественной участия не принимали, однако на фронте бывали неоднократно. Новиков был очевидцем сражений на Курской дуге, Ошанин многие месяцы провёл среди воинов на Западном, Карельском и 3-м Белорусском фронтах. Увиденное там запечатлелось в их сознании и впоследствии воплотилось в песенных строках.
«Дороги» родились, когда под Жиздрой мы лежали в поле, настигнутые бомбёжкой, и русоволосый лейтенант, упавший рядом, уже не встал… «Дороги» родились, когда за десять дней была выбита половина личного состава противотанковой бригады, а она каждую ночь меняла позицию, чтобы встретить танковую лавину врага… Помню, как я искал в песне одну строку: «Выстрел грянет. Ворон кружит… Твой дружок в бурьяне…» – вот это место. Что он – мёртв? Убит? Подкошен? Вырван из жизни?.. Наконец, нашлось: «Твой дружок в бурьяне неживой лежит…». Вот это – «неживой», мне кажется, сказало больше, чем множество слов, которые могли стать на это место…», – вспоминал Ошанин.
Первым исполнителем «Дорог» стал солист ансамбля песни и пляски войск НКВД Иван Шмелёв. Затем её подхватили другие солисты и коллективы – в частности, легендарный ансамбль имени Александрова. Песня, что называется, «ушла в народ» и стала вневозрастной.
«Нас стали приглашать в школы, – вспоминал композитор Анатолий Новиков. – Я садился за рояль, мы с поэтом пели «Дороги», и с нами вместе пели эту солдатскую песню ребята. Потом мы выходили из школы, и я спрашивал Ошанина: «Почему школьники поют эту песню – она же солдатская?». И тут мы поняли, что в этой песне для детей заключены и похоронка на отца, и бомбоубежище, и недетские военные страхи…». «Дороги» из написанных мною песен – наиболее мной любима. Она очень близка по строю к народной песне», – подчёркивал композитор.
Хотелось бы добавить – она народная по своей сути. Её актуальность, которая не утрачивается в течение вот уже 75 лет, – бесспорное тому свидетельство.
Текст подготовлен по материалам научной библиотеки Донецкого республиканского краеведческого музея в рамках совместного эфирного проекта ДРКМ и Радио «Республика» «Песни Великой Победы»