Песня «Священная война» по праву считается главной песней Великой Отечественной войны, которую слушали стоя, как слушают Гимн. Созданная в самые первые дни после вторжения немецко-фашистских войск, она стала настоящей молитвой, с которой каждый день страна бесстрашно и самоотверженно шла на смертный бой. И выиграла его, пройдя со «Священной войной» все долгие 4 года – до нашей Великой Победы.

…Счёт Великой Отечественной шёл ещё на часы, когда в квартире поэта Василия Лебедева-Кумача зазвонил телефон. На короткий вопрос: «Когда нужно?» – последовал ответ: «Завтра утром». Сказал: «Хорошо, будет». Наутро в газете «Красная звезда» появились стихи будущей песни. По воспоминаниям Евгения Александрова – внука композитора, художественного руководителя Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски Александра Александрова, «дед прочёл, схватил эту газету, бросил завтрак и умчался к себе домой. К вечеру песня была готова».

Вспоминает бывший редактор «Красной звезды», генерал-майор Ортенберг: «Первый военный номер… Как его делать? Трудная задача, хоть за плечами был уже опыт фронтовых газет на Халхин-Голе и на войне с белофиннами. В них, кажется, ни одного номера не бывало без стихов. Вспомнив всё это, я вызвал литсотрудника газеты Соловейчика, дав ему задание непременно добыть стихи. Соловейчик стал обзванивать всех более или менее близких «Красной звезде» поэтов. Как на грех, никто не отвечал… Наконец удалось связаться с Лебедевым-Кумачом. Без каких-либо предисловий Соловейчик сказал ему: Василий Иванович, газете нужны стихи…».

К слову, хранящиеся в архиве черновики говорят о том, что Лебедев-Кумач неоднократно переписывал и дорабатывал отдельные строки и строфы, подчас заменяя целые четверостишия. Видимо, замысел этих стихов возник у поэта еще в предвоенную пору. По свидетельству Евгения Долматовского, за несколько дней до вероломного нападения гитлеровских полчищ Лебедев-Кумач под впечатлением кинохроники, где показывались налеты фашистской авиации на города Испании и Варшаву, занес в свою записную книжку такие слова: «Не смеют крылья чёрные над Родиной летать...».

«Написанные стихи немедленно пошли в набор, – продолжает генерал-майор Ортенберг. – А ночью, когда полосы уже были свёрстаны, Соловейчик, испуганный, смущённый, вдруг докладывает: «Только что звонил Лебедев-Кумач. Газета «Известия» выпросила у него стихи, отданные нам. Не устоял… Что будем делать?». В иное время я, наверное, распорядился бы в назидание «неустойчивому» автору снять его стихи. Не любили мы печатать «дубликаты» – нам больше нравилось, когда другие газеты перепечатывали наши материалы со ссылкой на источник. Но в ту ночь было не до амбиций. Да и стихи – замечательные. «Ничего, – ответил я. – Пусть идут в двух газетах».

По воспоминаниям очевидцев, композитор Александров оперативно собрал ансамбль, прямо на меловой доске разрисовал буквально только что написанную мелодию – печатать не было времени! – а певцы и музыканты перенесли их в свои тетрадки. В интернет-источниках широко распространено описание того, как ансамбль Александрова впервые исполнил «Священную войну» на Белорусском вокзале Москвы. Однако до выхода в свет второй книги романа Константина Федина «Костёр», где этим событиям посвящено несколько страниц, эпизод с Белорусским вокзалом не фигурировал ни в одном из источников. Хотя, безусловно, артисты ансамбля выступали на сборных пунктах, и, в частности, на вокзальных перронах перед отправкой бойцов на фронт. Коллектив ансамбля был разделён на 4 концертные бригады: две выехали в Киевский военный округ, ещё одна – в Западный особый военный округ. В Москве осталась четвёртая концертная бригада под руководством Александрова, и именно ей выпала честь впервые исполнить «Священную войну».

Сами авторы песни скупо рассказывали об обстоятельствах и творческом процессе её создания. Тем не менее, сохранился черновик неопубликованной статьи Александрова. В ней есть такие строки: «Когда пластинку с этой песней принимал художественный совет на студии грамзаписи, то профессор Гольденвейзер, я сам и другие заплакали. Когда я с группой Краснознамённого ансамбля выступал на вокзалах и в других местах перед бойцами, идущими непосредственно на фронт, то эту песню всегда слушали с каким-то особым порывом, святым настроением. И не только бойцы, но и мы – исполнители – нередко плакали. Таково было тогда воздействие этой песни на сердца людей, и она доносилась во все концы Советского Союза и фронта…».yuMnkiUXYsQ

В сентябре 1941 года на экраны страны вышел короткометражный фильм-концерт режиссёров Трауберга и Медведкина «Мы ждём вас с Победой». Именно они осуществили первую запись «Священной войны», пригласив для участия в фильме и исполнения этой песни вышеупомянутую группу хора Краснознамённого ансамбля, оставшуюся в Москве. Её состав был так непривычно мал, что решено было петь эту песню за кадром в то время, когда на экране демонстрировались документальные эпизоды, снятые на полях сражений. Показ сопровождался титрами со словами песни.

Звукозапись «Священной войны», сделанная для этой картины, была передана на радио и стала регулярно звучать в его передачах. А в 1942 году, после возвращения из поездки на фронт основного состава ансамбля, «Священная война» была записана краснознамёнцами на грампластинку.

«Должны быть всяческие песни, – говорил Василий Лебедев-Кумач, выступая перед Союзом писателей на совещании по военной песне. – Но песни широкого народного звучания, несущие в себе большие лозунги, большие призывы, выражающие чаяния народа, предвосхищающие их, – это самое большое, что нам рисуется в песенном творчестве и что нам предстоит сделать по линии песен Победы».

Текст подготовлен по материалам научной библиотеки Донецкого республиканского краеведческого музея в рамках совместного эфирного проекта ДРКМ и Радио «Республика» «Песни Великой Победы»