Page 297 - Альманах № 2 2024
P. 297
этого у Горбова биографическую справку и копии мые возможности к дальнейшему расцвету; здесь
писем к нему знаменитостей. как бы собраны воедино воля и разум работников
В архиве сохранилась подборка телеграмм и социалистических полей, сосредоточен в огром-
писем к юбилеям Горбова, были поздравления к ных масштабах научный и практический опыт
датам родной «Орловской правды». Удивитель- строительства коммунизма».
но схожи почерки Горбова и Рослякова (вплоть Росляков побывал на Орловщине в 1959 году,
до размера букв, интервала между строками). Но о чём опубликовал путевые заметки в «Орлов-
письма их друг другу смотрятся всё-таки доволь- ской правде». Спустя четыре года в издательстве
но формальными, прочной канвы переписки «Советская Россия» вышла повесть Рослякова
не складывалось: лишь старая дружба авторов «Обыкновенная история», где был нарисован
посланий и не более того. Горбов искал у Росля- образ скромной и мужественной девушки Лены
кова поддержки и защиты (столичный писатель!) Гордеевой, которая живёт в Орле на одной из
в бесконечных недружелюбных дебатах вокруг Пушкарных улиц. В октябре 1963 года в трёх
рукописей. А Горбов был нужен Рослякову как номерах «Орловской правды» был напечатан
подсказчик для ориентации в орловской литера- рассказ Рослякова «Человек с острова Аксай» –
турно-административной среде. Возможно, Рос- как будто выхваченный фотовспышкой яркий
ляков собирал материал для будущей автобио- момент авантюрной хрущёвской поры.
графической книги. Особенно пронзительно трогает орловская
Орловщина так или иначе присутствует во тема в рассказе «Последняя ложь». Фабула, на
многих книгах Рослякова и его публикациях в первый взгляд, не нова – накануне смерти глав-
периодике. Так, летом 1954 года он напечатал ный герой Александр Иванович вспоминает про-
в газете «Орловский комсомолец» репортаж житую жизнь. Однако обозначенный Росляко-
«В павильоне ЦЧО» (это была часть тематиче- вым конфликт был исключительно дерзок для
ской страницы «Школа передового опыта» с прозы советского времени: старик вдруг пони-
ВДНХ). Как странно и выспренно звучит финал мает, что в нём все эти годы жило как бы два
репортажа, даже не верится, что эти строки при- человека. Одни – ярый рубака, сельский бунтарь
надлежат перу такого искреннего и вольнолюби- и селькор-правдоискатель, а другой – старший
вого писателя: «Какой великой школой для тру- редактор издательства, участник войны, награж-
жеников сельского хозяйства станет эта выставка. дённый орденами и медалями, член профкома и
Здесь щедро представлены плоды социалистиче- прочее, и прочее – вечный приспособленец, кон-
ской деревни, здесь можно увидеть науку и тех- формист, «только прикидывавшийся живым и
нику наших колхозов и совхозов, их неисчерпае- настоящим».
294 295