Page 292 - Альманах № 2 2024
P. 292

Росляков тоже делает свой текст более дина-                           писательскому цеху, сам, ещё не будучи членом
           мичным.  Общие  рассуждения  о  природе  жан-                             Союза  писателей,  Росляков  немало  рисковал.
           ра  выносит  в  последнюю  главу,  нарушая  таким                         В будущем молодая самонадеянность могла ото-
           образом  научную  традицию.  Ставит  на  первое                           зваться серьёзными конфликтами и проблемами.
           место  боевой  советский  очерк,  требуя,  чтобы                             Росляков сделал мощный шаг вперёд, но в то
           современная  публицистика  была  ему  под  стать.                         же время как бы оторвался от своего круга начи-
           Круг авторов анализируемых публикаций исклю-                              нающих  писателей,  завис  в  пустоте.  Каким  мог
           чительно  широк:  А.  Серафимович,  М.  Горький,                          стать  следующий  шаг?  Новая  научная  моногра-
           П. Павленко, М. Шагинян, А. Фадеев, А. Толстой,                           фия? Сборник стихов? Первая книга прозы? Или
           М. Шолохов, В. Фоменко, Б. Полевой, В. Тендря-                            мерная  работа  на  ниве  публицистики  –  серии
           ков, С. Залыгин.                                                          очерков  о  провинции,  например,  об  Орловской
               Рассмотрение  теоретических  вопросов  жан-                           области  или  Ставрополье?  Страна  бурлила,  ей
           ровой природы – как бы смягчающая подушка,                                было не до проблем творческого роста отдельно-
           успокаивающая читателя после довольно болез-                              го писателя, не до его будущего самоопределения.
           ненных  наблюдений  и  обобщений  очерка  позд-                              Глядя из свершившегося будущего, мы видим,
           несталинской  эпохи.  Поэтому  обзорную  часть                            что  Росляков  не  потерялся  в  этом  потоке.  Но,
           монографии  Росляков  ставит  вместо  заключе-                            думается, многое не осуществилось, истратилось
           ния. И это тоже сигнал вдумчивому читателю –                              в  пути.  Кем  в  итоге  стал  сам  он?  Поэтом?  Кри-
           ситуации в развитии, невозможно подвести ито-                             тиком?  Историком  литературы?  Преподавате-
           ги. По идее, они должны были быть подведены                               лем? Всё, кажется, раздробилось, не получилось
           несколько лет спустя, но вторая книга Рослякова                           эффекта  синэргии  –  усиления  одной  части  за
           об очерке по неизвестным нам причинам так и не                            счёт соединения с другой. Почему так и не поя-
           появилась.                                                                вилась мемуарная проза Рослякова о послевоен-
               Книга  сразу  поставила  его  в  ряд  наиболее                        ной Орловщине, о работе в «Орловской правде»
           крупных  исследователей  отечественной  публи-                            и  первых  литературных  опытах  в  Орле?  Вопрос
           цистики (кстати, сразу после её выхода в свет Рос-                        «зачем»  оставался  без  ответа  там,  где  не  было
           ляков был приглашён на работу в выпустившее                               ответа на куда более сложные вопросы жизни и
           её издательство «Советский писатель»). Ему про-                           творчества.
           чили  научную  карьеру:  казалось,  рукой  подать                            Начав  как  журналист,  поэт  и  литературный
           до защиты докторской диссертации и должности                              критик (в 1958 году его принимают в Союз писа-
           профессора МГУ. Но замысел монографии был с                               телей СССР), Росляков в зрелые годы стал писать
           подвохом  –  давая  оценку  старшим  коллегам  по                         прозу.  Как  бы  случайно,  без  предварительной



           290                                                                                                                         291
   287   288   289   290   291   292   293   294   295   296   297