Page 54 - Талант умноженный на характер
P. 54

ГЛАВА 4. «АПГРЕЙД» ШАХТЕРСКОГО АНСАМБЛЯ: «МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ»                                                                                       ГЛАВА 4. «АПГРЕЙД» ШАХТЕРСКОГО АНСАМБЛЯ: «МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ»


         увеличить  количество  репетиций  в  связи  с  подготовкой  новой  концертной  программы,  создав                                         об  этом  товарищам  и  сделал  товарищеское  замечание  тов.  Белоусову.  В  ответ  Белоусов  поступил
         все необходимые условия для их проведения . Нужно сказать, что дирекция ансамбля весьма рачи-                                             как отъявленный хулиган».
                                                          1
         тельно подходила к использованию материальных ценностей, порой проявляя изобретательность                                                    «Артист хора тов. К. в Кисловодске, будучи болен, решил лечиться спиртными напитками и явился
         для максимально экономного расходования имеющихся ресурсов. Например, в архивах коллек-                                                   на концерт в г. Ессентуки в нетрезвом состоянии. Объявить строгий выговор с предупреждением».
         тива того времени есть приказ, которым предписывается «из имеющихся на складе платьев бе-
         лых крепсатиновых эстрадных б/у от старого Шахтёрского ансамбля сшить блузы женские                                                          «Внешний  вид  ансамбля  во  время  концертов  страдает  серьёзными  недостатками.  Отдельные  ар-
         в количестве 26 штук. Из платьев эстрадных чёрных панбархатных, лифы и рукава которых                                                     тисты, не посоветовавшись с художественным руководителем, позволили себе сделать несценические
         пришли в негодность, сшить 26 эстрадных юбок».                                                                                            причёски (завивки). Имеют место случаи выхода на сцену артистов с часами, кольцами, серьгами. <…>
            В  ансамбле  действовали  правила  внутреннего  трудового  распорядка,  порой  достаточно  жёст-                                       Всё это снижает художественный уровень коллектива в целом.
                                                                                                                                                      В целях устранения отмеченных недостатков и улучшения художественного состояния коллектива
         кие.  Все  их  привести  здесь  не  представляется  возможным  по  причине  большого  количества.                                         ПРИКАЗЫВАЮ:
         Ну, вот, например: отъезд артистов ансамбля из города в период работы коллектива (то есть в лю-                                              1.   Запретить артистам самовольно делать всевозможные завивки, форма причёски должна опре-
         бое время, кроме периода всеобщего отпуска после завершения концертного сезона) допускался                                                деляться художественным руководителем.
         только с письменного разрешения директора. В рабочее время строго запрещались проведение об-                                                 2.   Запретить артистам выходить на сцену с часами, кольцами, серьгами.
         щественных собраний, выдача зарплаты и прочие действия, не связанные с непосредственной про-                                                 3.   Провести занятия с коллективом по гриму. Ответственность за проведение занятий и контроль
         фессиональной деятельностью коллектива. Если по уважительной причине артист не мог явиться                                                за процессом гримирования перед концертом возложить на Кутузову И.Ю.
         на концерт, он должен был известить об этом дирекцию не позже 12:00 в день вечернего концерта                                                4.   Администратору  тов.  Любчик  А.С.,  инспекторам  цехов  т.т.  Шварц,  Василенко  и  Тихонову
         либо не позже 20:00 накануне дневного концерта, и впоследствии, само собой, предоставить оправ-                                           за 5-7 минут к началу концертов обеспечить проверку готовности артистов к выходу на сцену. Небрежно
         дательный документ. В каждом творческом подразделении была введена должность инспектора,                                                  и неряшливо одетых, небритых отстранять от участия в концерте и докладывать об этом администра-
         который осуществлял контроль за дисциплиной, явкой и в целом ходом репетиций и концертов                                                  ции для принятия мер».
         вверенной ему группы, докладывая о ситуации руководству. Впоследствии в ансамбле была введена                                                «Артистке балета Никулиной за безответственное отношение к своим обязанностям (во время кон-
         должность (по совместительству) инспектора-режиссёра. В его обязанности входила как инспек-                                               церта и исполнения номера позволила себе кушать конфеты) объявить выговор, понизить категорию
         торская работа в хоре (организация репетиций, ведение табеля выходов, контроль за соблюдением                                             и оклад зарплаты с 1 июля 1958 года».
         правил внутреннего трудового распорядка и контроль работы инспекторов оркестра и танцеваль-
                                                                                                                                                      «Артистка хора тов. Биленко небрежно обращается с костюмами. Белое капроновое платье оказалось
         ной группы), так и «режиссёрская работа» (хотя, по сути, это скорее функционал администратора – авт.)                                     вымазанным губной помадой. За небрежное обращение с костюмами тов. Биленко объявить выговор».
         при проведении концертов (обеспечение к приезду артистов необходимых условий работы, соблю-
         дение дисциплины, контроль внешнего вида артистов перед выходом на сцену), а также контроль                                                  «…Возвратившись из гастрольной поездки, тов. Василенко по поводу заболевания ноги обратил-
         за работой костюмерного и монтировочного цехов. График работы творческого состава был таким:                                              ся в поликлинику Кировского района г. Сталино, где на приёме у врачей вёл себя недостойно, позо-
         вечерние концерты начинались в 20:00 (иногда позже на полчаса или час), в дни концертов с 10                                              рил звание солиста ансамбля. Главный врач тов. Васильева сообщила дирекции, что Василенко нанёс
         до 14 часов проводились репетиции; в «неконцертные» дни рабочее время длилось с 10 до 19 часов                                            ей  ряд  оскорблений,  назвал  её  «Екатериной  Второй»,  врачей  «коновалами»  и  т.д.  <…>  Отстранить
         с обеденным перерывом с 14:00 до 15:00. При приёме на работу творческих сотрудников, среди про-                                           тов.  Василенко  от  обязанностей  инспектора  танцевальной  группы  и  объявить  ему  строгий  выговор
         чего, требовалась справка о тарифной категории и зарплате с последнего места работы.                                                      с предупреждением».
            Интересно, что в ансамбле действовала своя библиотека, и речь идёт о библиотеке не нотной                                                 «За нарушения правил внутреннего распорядка (проведение именин в ночное время в общежитии)
         (она, само собой, была тоже), а традиционной, имевшей в своих фондах прекрасные образцы рус-                                              артисткам танцевальной группы т.т. Араповой, Королик, Пахомовой объявить выговор».
         ской, украинской и зарубежной художественной литературы – Константин Паустовский, Жюль
         Верн,  Иван  Франко,  многие  другие.  Руководство  коллектива  всячески  заботилось  о  профессио-                             В архивах тех лет нашёлся и документ, интересный с точки зрения топонимики: шофёру слу-
         нальном, духовном и интеллектуальном росте своих сотрудников. Но вспомним, что артисты при                                   жебного автобуса объявлен выговор за самовольный выезд из города Донецка в город Сталино.
         всей своей талантливости – живые люди не без слабостей и недостатков, и не лишим себя удоволь-                               Ровно через два года после издания этого приказа, в 1961-м, город Сталино тоже станет Донецком
         ствия увидеть их именно такими.                                                                                              – только областным центром, в отличие от упомянутого в документе небольшого городка в Ро-
                                                                                                                                      стовской области. К тому моменту с официальных бланков ансамбля без объяснения причин (по
                                                                                                                                      крайней мере, в имеющихся архивах соответствующий документ не обнаружен) исчезнет пристав-
                         «Перед началом репетиции артист хора тов. Белоусов зашёл в гастроном и без разрешения про-
                       давщицы взял бумагу для обёртки покупки. На требование продавщицы возвратить бумагу Белоусов                   ка «Молодая Гвардия» – с июля 1960 года коллектив станет именоваться «Шахтёрским ансамблем
                       махнул рукой и ушёл из гастронома. Находящийся в это время в гастрономе артист хора тов. Гладчен-              песни и танца Донбасса» и под этим названием войдёт в следующую эпоху своей истории – рас-
                       ко стал свидетелем нетактичного поведения тов. Белоусова, и, придя в класс на репетицию, рассказал             цвета, стабильности и многочисленных творческих побед.
         1  Постановление президиума Украинского республиканского совета профсоюзов от 24.11.1959 г. «О некоторых мерах улучшения работы шахтёрского ансамбля песни и танца». Архив ансамбля.
                   52                                                                                                                                                                                                                53
   49   50   51   52   53   54   55   56   57   58   59