Page 57 - Талант умноженный на характер
P. 57
ГЛАВА 5. ТРИ БЕЗОБЛАЧНЫХ ДЕСЯТИЛЕТИЯ
ГЛАВА 5. ТРИ
БЕЗОБЛАЧНЫХ
ДЕСЯТИЛЕТИЯ
Перенеся очередной период «турбулентности», ансамбль стал стремительно набирать обороты
своей творческой деятельности в новом качестве. За тридцать последующих лет в коллективе сме-
нится четыре директора, что, в общем-то, немного. А вот ситуация с художественными руководителя-
ми, увы, постоянством не отличалась, что вызывало понятное неудовольствие профсоюзных органов,
в ведении которых по-прежнему оставался ансамбль. Впрочем, на «генеральную линию» в творче-
стве ансамбля этот факт заметного влияния не оказывал. И в целом можно с уверенностью сказать,
что отрезок времени с 1960 года и вплоть до новой исторической вехи – распада СССР – для ансамбля
«Донбасс» был, что называется, «золотым», полным ярких событий и лишённым существенных ор- Главные реликвии ансамбля
ганизационных встрясок.
Именно в описываемый период коллектив за большие заслуги в пропаганде искусства среди шах-
тёров и высокий творческий уровень исполнительского мастерства был удостоен значимых наград
и регалий, которые по сей день указываются как ключевые в его «портфолио»: звание «Заслужен-
ный» (1966 г.), почётный знак «Шахтёрская слава» I-й степени и областная комсомольская премия
им. Артёма (1968 г.), Почётная грамота Президиума Верховного Совета УССР (1973) и многие другие.
Активно готовились новые концертные программы, для создания которых из столиц и ряда крупных
городов России и Украины привлекались ведущие поэты и композиторы (в дополнение к местным),
писавшие материал специально для шахтёрского ансамбля: худрук Дунаевский лично ездил на пере-
говоры с потенциальными авторами. Концертные костюмы для артистов шились в художественных
мастерских МХАТа и в Ленинграде.
Коллектив (как в полном составе, так и в лице его отдельных представителей) активно участвовал
в культурной жизни не только родного региона и страны в целом, но и за рубежом. Так, в апреле
1960 г. солист хора «Донбасса» в качестве ведущего солиста ансамбля художественной самодеятель-
ности шахтёров выезжал с визитом дружбы в Великобританию, и в дальнейшем зарубежная гастроль-
ная деятельность шла по нарастающей (преимущественно это были страны соцлагеря): ансамбль га-
стролировал в Румынии, неоднократно в составе «Поезда Дружбы» выезжал в Польскую Народную
Республику (в частности, в г. Катовице – побратим Донецка), а в ГДР участвовал в Неделе Дружбы
Магдебурга и Донецка также как городов-побратимов. Здесь коллектив дал 11 самостоятельных кон-
цертов, на которых присутствовало более 25 тысяч зрителей, а также несколько раз выступил перед
солдатами и офицерами Группы советских войск в Германии. С дружескими концертами ансамбль
гастролировал в Венгрии и Чехословакии.
Что касается внутрисоюзных поездок за период 1960-1980-х годов, то в разные годы они про-
ходили с различной интенсивностью и со своими нюансами (о них позже), но в целом это был едва
ли не весь СССР. Артисты шахтёрского ансамбля регулярно участвовали в правительственных и
ведомственных концертах, фестивалях искусств, выступали практически во всех более-менее круп-
Выступление ансамбля на балюстраде ДК Франко, начало 1960-х гг. ных (и даже самых отдалённых) городах России, включая Москву (в том числе её центральные
54 55