Page 203 - Талант умноженный на характер
P. 203

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ. ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АНСАМБЛЕ                     ИЗ ПЕРВЫХ УСТ. ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АНСАМБЛЕ


         Особенно проблемно было проезжать Западную Украину – в плане взаимодействия с местной по-
         гранслужбой. Но у нас была концертный директор Наталья Владимировна Бирзул, обладавшая
 Михаил Капитанов,   невероятной договороспособностью, она всегда умела отшутиться, решить любые вопросы и найти

 водитель ансамбля «Донбасс» в 1996-2017 гг.:   общий язык с кем угодно.
 «Я сам в какой-то степени артист»  До той поездки я за границей был, но на отдыхе, это совсем другое. А по работе, да ещё с коллек-
         тивом я выезжал в тот раз впервые. Очень волновался. Представьте – трасса, незнакомые города,
         страны, соответственно, границы… Вот чтобы до Бельгии доехать, пять стран надо пересечь. Нуж-
         но было предварительно изучить полностью всю ситуацию: какие правила движения, какие знаки,
         какие дороги, населённые пункты; какие требования при пересечении границ, что с собой можно
         провозить. Брал карту, заранее прокладывал маршрут, для каждой страны – отдельный лист: если
 Я в ансамбль пришёл в марте 1996 года молодым пенсионером – до этого отработал положен-  всё не предусмотришь до выезда, там тебе уже никто помочь не сможет. Интернета в привычном,
 ный срок проходчиком на шахте. Пригласил на работу меня тогдашний директор Николай Пе-  как сейчас, доступе ещё не было, соответственно – ни смартфонов, ни навигаторов. В первый раз
 трович Жильцов, золотой был человек, Царство ему небесное… Я проработал в ансамбле больше   мы прибегли к навигатору только в 2002 году, когда ехали в Испанию. А до этого – только карты
 двадцати лет с неизменным удовольствием, и ещё бы работал, но годы дают о себе знать…  и атласы. Это огромная ответственность, конечно. И рассчитывать нам с напарником приходи-
 Первый раз на своём транспорте ансамбль выехал на зарубежные гастроли в 1999 году, в Бель-  лось только на себя, а ехали в такую поездку оба в первый раз. Единственная была подстраховка –
 гию. До этого за границу на собственном автобусе «Донбасс» никогда не ездил, так что мы с моим   в  группе  с  нами  на  гастроли,  как  правило,  ехал  переводчик  –  наверное,  пару  раз  только  его
 напарником Фёдором Балабановым были в своём роде первопроходцами. Мы как раз получили   не было. Его присутствие выручало, когда нужно было что-то спросить у местных.
 американский автобус Blue Bird – это надёжнейшая машина. Восемь раз мы на нём ездили в Евро-  Помню, ехали через Польшу. Глухая ночь, все спят. Проезжаем через города – Вроцлав, Щецин –
 пу, и ни разу он нас не подвёл. Было очень интересно, но и сложно, конечно, особенно в 90-х годах.   и вижу, что нет указателя на следующий город, куда нам надо по маршруту следования. Языка
         не знаю, остановился, увидел прохожего – большая удача, что он попался ночью. Спросил кое-
         как, ткнул в атлас – разобрались. К слову, местное население везде принимало нас очень хорошо,
         только часто просили показать на карте, где находится Украина, потому что на тот момент о такой
         стране мало кто знал.
            Или вот, например, Испания. Концерты там у нас были уже очень поздним вечером, почти но-
         чью, потому что днём жарко до невозможности. Днём у них сиеста, они все спят-отдыхают, а нам
         отдыхать особо было некогда. Средиземное море; многие наши первый раз за границей… При-
         езжаем с концерта, на часах – пять утра. Немного подремали, а с семи до девяти уже завтрак.
         А потом в тот небольшой промежуток свободного времени, который перед репетицией, хочется
         и немного город посмотреть, и искупаться, и домой купить что-то… Так что днём ездим с артиста-
         ми по окрестностям, а в ночь выезд на концерт.
            Многочасовые поездки, жаркий климат, смена часовых поясов, общая усталость – всё это, ко-
         нечно, давало о себе знать. Чего греха таить, было как-то, что и с закрытыми глазами ездили.
         Вот был со мной случай: еду – вроде бы всё нормально, глаза открыты, не сплю – но какие пункты
         проехали, я не помню. То есть уставали так, что мозг отключался. Кто-то из ансамбля подходит
         сзади, руку на плечо кладёт – девочки-артистки: «Михаил Дмитриевич, вы едете с закрытыми
         глазами, выпейте кофе, пожалуйста!». Во-первых, было мало опыта. Во-вторых, сразу такие даль-
         ние поездки, иной раз и по 18 часов за рулём… А то в другой раз ехали мы, за рулём был Фёдор
         Константинович, – и я смотрю на него и в какой-то момент вижу, что он начинает чесать затылок,
         и всё чаще и чаще. Думаю – всё, Фёдор засыпает, надо подменять… Мы с ним в дружном тандеме
         проработали 20 лет, все гастроли – вместе. Доверяли друг другу безоговорочно, готовили автобус
         к поездке и были полностью спокойны, что все гайки-болтики на месте, машина в полном по-
         рядке. И по сей день дружим, тесно общаемся, хоть оба уже не работаем в ансамбле. Я немолодой,
         а он ещё старше. Он очень опытный водитель, до «Донбасса» отработал в автобусном парке 20 лет.
 «Донбасс» на гастролях в Бельгии, конец 1990-х гг. Михаил Капитанов – в первом ряду в центре  А я до этого вообще не работал водителем, и близко не знал, что это такое. В ансамбле вначале тру-
 198                                                                                                    199
   198   199   200   201   202   203   204   205   206   207   208