Page 203 - Талант умноженный на характер
P. 203
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ. ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АНСАМБЛЕ ИЗ ПЕРВЫХ УСТ. ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АНСАМБЛЕ
Особенно проблемно было проезжать Западную Украину – в плане взаимодействия с местной по-
гранслужбой. Но у нас была концертный директор Наталья Владимировна Бирзул, обладавшая
Михаил Капитанов, невероятной договороспособностью, она всегда умела отшутиться, решить любые вопросы и найти
водитель ансамбля «Донбасс» в 1996-2017 гг.: общий язык с кем угодно.
«Я сам в какой-то степени артист» До той поездки я за границей был, но на отдыхе, это совсем другое. А по работе, да ещё с коллек-
тивом я выезжал в тот раз впервые. Очень волновался. Представьте – трасса, незнакомые города,
страны, соответственно, границы… Вот чтобы до Бельгии доехать, пять стран надо пересечь. Нуж-
но было предварительно изучить полностью всю ситуацию: какие правила движения, какие знаки,
какие дороги, населённые пункты; какие требования при пересечении границ, что с собой можно
провозить. Брал карту, заранее прокладывал маршрут, для каждой страны – отдельный лист: если
Я в ансамбль пришёл в марте 1996 года молодым пенсионером – до этого отработал положен- всё не предусмотришь до выезда, там тебе уже никто помочь не сможет. Интернета в привычном,
ный срок проходчиком на шахте. Пригласил на работу меня тогдашний директор Николай Пе- как сейчас, доступе ещё не было, соответственно – ни смартфонов, ни навигаторов. В первый раз
трович Жильцов, золотой был человек, Царство ему небесное… Я проработал в ансамбле больше мы прибегли к навигатору только в 2002 году, когда ехали в Испанию. А до этого – только карты
двадцати лет с неизменным удовольствием, и ещё бы работал, но годы дают о себе знать… и атласы. Это огромная ответственность, конечно. И рассчитывать нам с напарником приходи-
Первый раз на своём транспорте ансамбль выехал на зарубежные гастроли в 1999 году, в Бель- лось только на себя, а ехали в такую поездку оба в первый раз. Единственная была подстраховка –
гию. До этого за границу на собственном автобусе «Донбасс» никогда не ездил, так что мы с моим в группе с нами на гастроли, как правило, ехал переводчик – наверное, пару раз только его
напарником Фёдором Балабановым были в своём роде первопроходцами. Мы как раз получили не было. Его присутствие выручало, когда нужно было что-то спросить у местных.
американский автобус Blue Bird – это надёжнейшая машина. Восемь раз мы на нём ездили в Евро- Помню, ехали через Польшу. Глухая ночь, все спят. Проезжаем через города – Вроцлав, Щецин –
пу, и ни разу он нас не подвёл. Было очень интересно, но и сложно, конечно, особенно в 90-х годах. и вижу, что нет указателя на следующий город, куда нам надо по маршруту следования. Языка
не знаю, остановился, увидел прохожего – большая удача, что он попался ночью. Спросил кое-
как, ткнул в атлас – разобрались. К слову, местное население везде принимало нас очень хорошо,
только часто просили показать на карте, где находится Украина, потому что на тот момент о такой
стране мало кто знал.
Или вот, например, Испания. Концерты там у нас были уже очень поздним вечером, почти но-
чью, потому что днём жарко до невозможности. Днём у них сиеста, они все спят-отдыхают, а нам
отдыхать особо было некогда. Средиземное море; многие наши первый раз за границей… При-
езжаем с концерта, на часах – пять утра. Немного подремали, а с семи до девяти уже завтрак.
А потом в тот небольшой промежуток свободного времени, который перед репетицией, хочется
и немного город посмотреть, и искупаться, и домой купить что-то… Так что днём ездим с артиста-
ми по окрестностям, а в ночь выезд на концерт.
Многочасовые поездки, жаркий климат, смена часовых поясов, общая усталость – всё это, ко-
нечно, давало о себе знать. Чего греха таить, было как-то, что и с закрытыми глазами ездили.
Вот был со мной случай: еду – вроде бы всё нормально, глаза открыты, не сплю – но какие пункты
проехали, я не помню. То есть уставали так, что мозг отключался. Кто-то из ансамбля подходит
сзади, руку на плечо кладёт – девочки-артистки: «Михаил Дмитриевич, вы едете с закрытыми
глазами, выпейте кофе, пожалуйста!». Во-первых, было мало опыта. Во-вторых, сразу такие даль-
ние поездки, иной раз и по 18 часов за рулём… А то в другой раз ехали мы, за рулём был Фёдор
Константинович, – и я смотрю на него и в какой-то момент вижу, что он начинает чесать затылок,
и всё чаще и чаще. Думаю – всё, Фёдор засыпает, надо подменять… Мы с ним в дружном тандеме
проработали 20 лет, все гастроли – вместе. Доверяли друг другу безоговорочно, готовили автобус
к поездке и были полностью спокойны, что все гайки-болтики на месте, машина в полном по-
рядке. И по сей день дружим, тесно общаемся, хоть оба уже не работаем в ансамбле. Я немолодой,
а он ещё старше. Он очень опытный водитель, до «Донбасса» отработал в автобусном парке 20 лет.
«Донбасс» на гастролях в Бельгии, конец 1990-х гг. Михаил Капитанов – в первом ряду в центре А я до этого вообще не работал водителем, и близко не знал, что это такое. В ансамбле вначале тру-
198 199