Page 136 - Талант умноженный на характер
P. 136

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ. ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АНСАМБЛЕ                                                                                                                           ИЗ ПЕРВЫХ УСТ. ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АНСАМБЛЕ


         зал  её  так,  что  бабушка  потом
         машинкой  пользоваться  не  мог-                                                                                                                                    Элеонора Шавло,
         ла  и  очень  ругалась.  Мама  на                                                                                                    артистка разговорного жанра Шахтёрского
         этой  композиции  изображена                                                                                                 ансамбля песни и танца Донбасса в 1961-1962 гг.:
         с цветами, в движении, – как будто                                                                                            «Любой дончанин знал, где базируется ансамбль, –
         на демонстрации. Передать дина-                                                                                                                           такую он имел популярность»
         мику в статике вообще довольно
         трудно, но Макаренко был очень
         талантливым  скульптором.  Эти
         горельефы  на  здании  установ-                                                                                                 Сама я – уроженка Севастополя, и в Донецке до поступле-
         лены с двух сторон, в проёмах, –                                                                                             ния в ансамбль никогда в жизни не была. Лишь со школьной
         с одной стороны шахтёр с отбой-                                                                                              скамьи знала, что есть такой угольный район Донбасс – и всё.
         ным молотком врезается в пласт                                                                                                  И вот приехал к нам в Севастополь на гастроли Шахтёр-
         угля, а на второй – группа людей                                                                                             ский ансамбль песни и танца под управлением Зиновия Ду-
         со  знаменем,  с  цветами,  и  такое                                                                                         наевского. Мы с подругой пошли на концерт. Она – певица,
         ощущение, что они сейчас раз –                                                                                               сопрано,  лауреат  всевозможных  фестивалей;  высокая,  кра-
         и пойдут. Так что артистка Шах-                                                                                              сивая, интересная девочка. И она мне говорит: «Я хочу про-
         тёрского  ансамбля  увековечена                                                                                              вериться в хор – пойдём, «поболеешь» за меня». Мы пошли.
         не просто в родном городе, но ещё                                                                                            Это  была  нормальная  практика  –  во  время  гастролей  того
         и на здании профильного учреж-                                                                                               или иного коллектива в твоём городе пойти на прослушивание, чтобы при наличии мест устро-
         дения – это дорогого стоит!                                                                                                  иться туда на работу. Наверное, человек 20 в тот день проверялось, но сопрано у Дунаевского было
                                                                                                                                      полностью укомплектовано и всем претенденткам было вежливо отказано. Мы сидим последние.
                                                                                                                                      Он обращается: «Пожалуйста, прошу, кто из вас?». Подружка пошла. Он сел за инструмент: диапа-
                                                                                                                                      зон, голос?.. А потом говорит – вы же сопрано, а сопрано у меня всё набрано, лишних мест нет, по-
                                                                                                                                      этому вынужден отказать: «У вас хороший голос, но у меня уже полный комплект». А я сижу в сто-
                                                                                                                                      ронке, и сижу со своим театральным образованием так, как меня учили, – чинно, с прямой спиной.
                                                                                                                                      И Дунаевский говорит: «Ну, а теперь вы!». Я ему отвечаю, что я здесь исключительно в качест-
                                                                                                                                      ве  группы  поддержки.  «Ой,  у  вас  меццо-сопрано?».  Я  говорю:  «Да».  «Вы  поёте?»  –  а  подруга
                                                                                                                                      за меня кричит: «Поёт, поёт!».  Дело в том, что у неё было невероятное желание попасть в этот кол-
                                                                                                                                      лектив, потому что в те годы ансамбль гремел по всей стране. Но я твёрдо ответила, что не певи-
                                                                                                                                      ца. Дунаевский говорит: «А что вы делаете?». Отвечаю – у меня театральное образование, я «раз-
                                                                                                                                      говорник», веду концерты, работаю там-то и там-то. «Дайте мне ваш адрес». Я говорю: «Да нет,
                                                                                                                                      вы знаете, я уже приглашена в театр Луначарского с нового сезона, потому мне нет нужды давать
                                                                                                                                      адрес». Эта девочка кричит: «Я дам вам её адрес и напишу свой, вдруг появится возможность,
                                                                                                                                      и вы меня тоже возьмёте!». Это был конец июля 1961 года.
                                                                                                                                         Мы попрощались, ушли. Через три недели я получаю телеграмму, где Дунаевский приглашает
                                                                                                                                      меня в качестве артистки разговорного жанра в ансамбль в связи с готовящимися гастролями.
                                                                                                                                      Я не хотела, повторюсь, у меня уже была договорённость с театром, но тут меня начали все уговари-
                                                                                                                                      вать: «Театр твой никуда не денется, если они в тебе заинтересованы, то дождутся, а если переду-
                                                                                                                                      мают, так у нас ещё есть театр Черноморского флота, а туда тебя точно возьмут с руками и ногами».
                                                                                                                                      В общем, меня убедили, и я, не давая ответной телеграммы, взяла и приехала – в совершенно не-
                       Горельеф с изображением артистки                                                                               знакомый мне город, тогда ещё Сталино, без пяти минут Донецк.
                        Шахтёрского ансамбля, уцелевший                                                                                  Помню, приезжаю в центр и спрашиваю: «А где тут у вас баня?». Мне говорят: «Вот пойдёте,
                     при оккупации Сталино и остающийся
                              на своём месте по сей день                                                                              где рынок, и там недалеко центральная баня». Я пошла в баню, привела себя в порядок, помылась,
                 132                                                                                                                                                                                                                 133
   131   132   133   134   135   136   137   138   139   140   141