Slider
 

Новости

 

Артисты государственного джаз оркестра Леонида Утесова осматривают самолет приобретенный на их средства для фронта 1944 год…В 1940 г. на базе «Теа-джаза» Леонида Утёсова был создан Государственный джаз-оркестр Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, и Утёсов, по своей сути совсем не джазмен, а одесский эстрадный артист широкого профиля, был назначен его руководителем. На 22 июня 1941 года у оркестра Леонида Утёсова был запланирован концерт в столичном театре «Эрмитаж». В программе – театрализованные джазовые композиции. О начале войны артисты узнали на репетиции утром этого дня. Чтобы не создавать панику у зрителей, концерт отменять не стали, лишь заменили репертуар: весь вечер исполняли патриотические песни времён Гражданской войны. Затем каждый участник оркестра написал заявление на вступление в РККА. Им отказали, мотивируя решение тем, что коллектив должен поднимать боевой дух на линии фронта в качестве концертной бригады.

Сначала «утёсовцы» выступали в военкоматах и призывных пунктах Москвы, а в июне 1942 года музыканты играли уже на Калининском фронте на Северо-Западном от Москвы направлении. Шло наступление советских войск на Ржев. Разыскать место для выступления в таких условиях было непросто, даже найти часть, в которую ехали, не всегда удавалось. Между тем в политуправление приходило множество просьб от командиров дивизий и армий: для поднятия бодрости духа и настроения среди бойцов нужны «утёсовцы»! Впоследствии, вспоминая годы войны и выступления на фронтах, Утёсов размышлял: «Я сам никогда не погубил ни одного живого существа, но я уверен, что врага, фашиста я убил бы, не задумываясь». За активную поддержку фронта в 1942 г. Утёсову было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.

utesov 1942Неоднократно во время поездок артисты попадали в опасные ситуации, под бомбёжки, однако концерты Утёсова и его оркестра проходили на неизменно высочайшем уровне. Леонид Осипович вспоминал: «Под проливным дождём выступали мы в парадной одежде. В каких бы условиях не проходило представление, оно должно быть праздником, а тем более – на фронте». Утёсовцы порой выступали по два раза на дню, а в июле 1942 года поставили своеобразный рекорд, дав сорок пять концертов за месяц! Чаще всего зрительным залом была голая земля, а сценой — наспех сколоченная площадка. «Но мы были счастливы, что по-настоящему участвуем в битве с фашистами», — позже говорил Утёсов. Исполняли песни в жанрах от джаза до городского романса: «Жди меня», «Полюшко-поле», «Мишка-одессит»… С последней песней связана щемящая история.

Утёсовский ансамбль давал концерт близ линии фронта – буквально пару дней назад отсюда были выбиты немцы. Артисты разместились в чудом уцелевшем здании школы, кабинет директора, согласно «табели о рангах», отдали Утёсову. Вдруг в дверь постучали: «К вам солдат просится, говорит, что одессит». Вошёл коренастый блондин: «Леонид Осипович, я вам писал и вы мне песню прислали, помните? Я Мишка, из Одессы». – «Помню, конечно…».

В начале 1942 года поэт Владимир Дыховичный прислал Утёсову стихи: «широкие лиманы, зелёные каштаны…» (к слову, это стихотворение впоследствии было напечатано на пригласительной контрамарке на концерт оркестра Утёсова). Музыку к ним сочинил Михаил Воловац (тоже Мишка, хоть и не одессит). После того, как песня прозвучала в 1942 году в знаменитом фильме «Концерт фронту», в адрес Утёсова посыпались письма от Мишек-одесситов, каждый из которых считал себя «тем самым». 262 письма! Но одно из них поразило артиста особенно (стиль автора сохранён – ред.).

«Здравствуйте, дорогой и многоуважаемый Леонид Осипович. Вам пишет это письмо Гвардии красноармеец, который Вас слушал 30/IX-42 в Комсомольском театре. Вы вчера исполнили одну песню «Одессит Мишка». Не знаю, кто эту песню сочинил и где он взял материал для неё. Но я знаю, что эта песня только про меня, ибо кто последним ушел с Одессы, это я. Я оставил там мать, я оставил там свою любовь, я оставил всё, что мне было дорого в моей жизни. Когда Вы исполняли эту песню, во мне чуть душа не разорвалась в клочья… Одесситы – это люди смелые, которые не боятся смерти. Когда я оставлял Одессу, штыком своей винтовки прикончил 3-х мародёров и вышел из этой схватки невредим. Я тогда не плакал, и вот теперь, когда я услышал эту душераздирающую песню, я заплакал так, что все вокруг сидящие обратили на меня внимание, Леонид Осипович. Я хотел Вам изложить свою благодарность за хорошее исполнение этой песни, ибо она сложена про меня. А поэтому прошу Вас выслать мне эту песню, и с этой песней я буду ещё больше бить гадов, чем бил до сих пор. Буду мстить за Нашу Красавицу Одессу. Мой адрес: Действующая Красная Армия ППС 736 п/я Одиннадцатый Гвардейский Батальон Минёров. Бендерскому М. Б.».

Песню Утёсов выслал, и вот теперь перед ним стоял автор письма… «Узнал, что вы тут будете выступать, отпросился в увольнение на сутки. Сказал, что я тот самый Мишка, о котором вы поёте. Отпустили!» – смущённо сказал солдат. Утёсов пригласил его на концерт в качестве почётного гостя. «А после концерта приходи. Мы тут будем ночевать, поговорим за Одессу!», – сказал артист. Ночь напролёт они вспоминали родной город. Мишка плакал и говорил: «Чтоб я солнца не видел, если я в Одессу не приду!». Узнав о том, что до войны его гость работал шофёром, Утёсов пригласил его после войны к себе в Москву на работу. На том и расстались.

Война закончилась, но Мишка так и не приехал...Бесценная грампластинка была оперативно выпущена в 1942 году после выхода фильма Концерт фронту

Леонид Осипович понимал, что даже в самые трудные времена воинам нужны и удалая шутка, и лирические песни. Одной из любимых песен его оркестра стал «Заветный камень» композитора Бориса Мокроусова на слова Александра Жарова. Она была написана уже тогда, когда Красная армия после героической обороны оставила не только родную для Утёсова Одессу, но и город русской славы Севастополь:

Холодные волны вздымает лавиной
Широкое Черное море.
Последний матрос Севастополь покинул,
Уходит он, с волнами споря…

Эту песню воспринимали восторженно, солдаты просили, чтобы им записали слова. По ночам оркестранты писали на нотной бумаге (другой не было) и на последующих концертах раздавали слушателям текст песен как листовки. На одном из выступлений вблизи еще не освобождённой Вязьмы политрук остановил дирижёрским жестом оркестр и сказал: «В Севастополе погиб мой брат-близнец. Я прошу вас, Леонид Осипович, и весь оркестр поклясться сейчас, что после Победы вы все приедете к нам в Севастополь и мы все вместе на братском кладбище, которое, уверен, будет в Севастополе, над могилами убиенных споем эту песню. Они нас услышат…» Утёсов и все оркестранты глотали слезы, но продолжали петь.

А вот ещё одна трогательная история времён Великой Отечественной. Моряки 3-й отдельной морской стрелковой краснознамённой бригады так любили Утёсова, что, отбив у врага небольшой остров, затерявшийся в заболоченной пойме за Свирью, решили назвать его «островом Утёсова». «Красная газета» писала об этом так: «Батальонный боевой листок отметил событие на острове стихами:

Мы назвали остров
Именем Утёсова,
Лез фашист, а взять не смог —
Чурка стоеросова…»

Прочитав статью, Леонид Осипович сказал: «Для меня явилось открытием, что моим именем моряки назвали пядь советской земли и боролись за неё с врагом. Весть очень взволновала меня. Я как бы вновь ощутил себя в военное время в рядах тех бесстрашных бойцов. Светлая память павшим из них, безмерного счастья оставшимся в живых!».

Леонид Утесов и его оркестр на Волховском фронте. 1942 годОдной из последних песен, исполненных Утёсовым и его оркестром в годы войны, стала «Дорога на Берлин». Позже Евгений Долматовский отмечал, что они с Марком Фрадкиным сочиняли эту песню специально для Утёсова и его оркестра. 9 мая 1945 года Государственный джаз-оркестр РСФСР под управлением заслуженного артиста Леонида Утёсова при огромном стечении народа встретил грандиозным концертом на открытой эстраде на площади Свердлова в Москве (ныне Театральная). Этот день Леонид Осипович называл своим самым счастливым, а тот концерт – самым лучшим.

В День Победы Утёсова наградили орденом Трудового Красного Знамени, и это был знак признания его вклада в Победу на высшем государственном уровне. А через 20 лет, в 1965-м году, первым среди эстрадных исполнителей, Утёсов стал народным артистом СССР.

Вскоре после завершения Великой Отечественной войны, в 1948 году, Леонид Утёсов со своим джаз-оркестром посетил с концертами наш край и, в частности, Сталино (находясь здесь, Утёсов жил в гостинице «Донбасс», только что восстановленной после разрушений в годы гитлеровской оккупации). Билеты на концерты Леонида Осиповича распространялись ни много ни мало через горком партии – артист был настоящей легендой. Долгое время во все праздники его песни звучали из радиоприёмников, его голос приводил лётчиков на базу после выполнения боевых задач, под его пение ждал своего звёздного старта Юрий Гагарин… Но это было уже потом – после долгожданной Победы, в достижение которой неоспоримую лепту внёс великий Утёсов.Леонид Утёсов и участники Государственного джаз оркестра РСФСР. Кадр из фильма Концерт фронту 1942

Материал подготовлен в рамках культурно-просветительского проекта «Артисты Победы»: из истории фронтовых бригад» Заслуженного государственного академического ансамбля песни и танца «Донбасс». Следите за выпусками проекта по хештегам #КУЛЬТУРА_ДОНБАССА_ДЛЯ_ВАС и #АртистыПобеды.

При подготовке данной статьи использованы материалы книги М.М. Гейзера «Леонид Утёсов», онлайн-проекта «Искусство Победы» сайта «Московские сезоны», сайта Кино-Театр.РУ и интернет-издания «Российская газета»