В начале 80-х годов сотрудники ОНМЦ были охвачены системой марксистско-ленинского образования, будучи слушателями лектория при Доме политического просвещения. В этот период Донецкой области была оказана честь в проведении Всесоюзного семинара для работников Министерств культуры всех союзных республик СССР. А коллективу ОНМЦ – принять участие в организации проведения творческих мероприятий по программе семинара.

 Рисунок71

После реорганизации деятельность ОНМЦ реформируется, вследствие чего создаются: межведомственный общественный координационный совет по работе клубов по интересам, любительских объединений и дискотек; межведомственный общественный координационный совет по фольклору; общественный научно-методический совет.

Вновь созданным научно-методическим отделом ОНМЦ определены и утверждены опорно-экспериментальные клубные учреждения для проведения исследовательской работы.

Первые социологические исследования проведены в Тельмановском районе по теме «Изучение клубной аудитории и её запросов – важнейший фактор повышения эффективности работы клуба».

В учреждениях культуры области получают развитие клубы по интересам и любительские объединения. ОНМЦ изучает, обобщает и распространяет опыт работы лучших коллективов.Рисунок72

При ОНМЦ открываются 10-ти месячные курсы по подготовке руководителей художественной самодеятельности: хормейстеров, хореографов, режиссеров драматических коллективов, руководителей дискотек, а также по подготовке художников-оформителей.

В практике ОНМЦ важным становится целенаправленная работа по усовершенствованию обучения руководителей коллективов художественной самодеятельности. Эффективной формой в этом направлении стали 5-ти дневные семинары по жанрам. Оправдала себя практика проведения их на базе опорных клубных учреждений области, что давало учебной деятельности практическую направленность. Таким образом, руководители, посетившие семинары, являлись не только слушателями, но и участниками, и исполнителями.

Так, из участников семинара (руководителей хоровых коллективов) был создан хор, который готовил несколько песен. Руководители танцевальных коллективов разучивали композиции танцев «Мазурка», «Краковяк», «Кадриль». Руководители театральных коллективов – отрывки из инсценировки повести В. Васильева «А зори здесь тихие». Выученный материал показывался на закрытии семинара и был своего рода экзаменационным итогом.

Вопросы репертуарной политики коллективов художественной самодеятельности регулярно заслушивались на художественном совете ОНМЦ. Рекомендации художественного совета ОНМЦ направлялись во все города и районы области, выполнение их контролировалось отделами культуры на местах.Рисунок73

По инициативе руководства ОНМЦ в 1982 году создаётся Творческое объединение художников и народных умельцев «Вдохновение» (ТОХНУ). Объединение было основано с целью развития художественного творчества региона. Перед объединением были поставлены задачи: сохранить и приумножить материальную и духовную культуру народов Донбасса, передать её подрастающему поколению и активно пропагандировать народное творчество в городах и районах области.

Первым председателем правления ТОХНУ «Вдохновение» был избран Владимир Васильевич Хитько – известный резчик, член союза художников СССР. Он проводил активную работу среди мастеров народного творчества, помогая им в творческих начинаниях и развитии их таланта.

Рисунок74

Первые выставки объединения проходили в помещении выставочного зала областного художественного музея.

Рисунок75

Работы мастеров экспонировались и на многочисленных выставках: Международная выставка «Уголь–83», персональная выставка (ДОХМ, 1984), выставка «В сім’ї вольній, новій» (Киев, Музей им. Т.Г. Шевченко, 1984), выставка по обмену (Польша, 1985).

Рисунок76

С 1985 года правление ТОХНУ «Вдохновение» возглавил народный художник УССР Поляков Алексей Иванович. Свой творческий путь он начинал в самодеятельной студии ДК им. Франко. Именно там он состоялся как профессиональный художник. Его работы разошлись по музеям и частным коллекциям далеко за пределами Донбасса. В период его правления в объединение входило 24 филиала и свыше 10-ти клубов декоративно-прикладного искусства, которые соединяли воедино не только членов «Вдохновение», но и других народных умельцев области.

Рисунок77