«Страницами истории Республиканского дома народного творчества и кино» (Часть 7)

Во второй половине 70-х годов в работе ОДНТ происходит много знаковых событий.
Членом Творческого объединения самодеятельных композиторов Донетчины (ТОСКД) становится Игорь Демарин – будущий Заслуженный артист Украинской ССР, Член Союза композиторов Российской Федерации, лауреат многих престижных всесоюзных и международных конкурсов.

Популярность автору принесли песни: «Заграница», «Доктор время», «Вспоминайте меня», «Белый вальс», «Америка-разлучница». Его песни вошли в репертуар известных советских исполнителей: Ирины Аллегровой, Ларисы Долиной, Тамары Гвардцители и др.

Рисунок61

По инициативе ОДНТ было создано Мариупольское (южное) отделение ТОСКД, которое отличалось мощным творческим потенциалом и большой концертно-просветительной деятельностью. Возглавил его Валентин Акимович Сташенко, преподаватель музыкальной школы № 3 города Мариуполя. За годы творческой деятельности В. А. Сташенко было создано множество произведений разных жанров: музыка к 6 театральным постановкам, более 50 вокальных произведений, среди них были песни, романсы, баллады, произведения для хора, инструментальных ансамблей и многое другое.

Весомый вклад в работу Мариупольского отделения внесли композиторы: Б. Слющинский, В. Алита, В. Балгаков, А. Волошин, Г. Кабанцев, Г. Сесиашвили, А. Кушнарёв, Г. Метко, В. Скавронов, Л. Минкин, В. Митин, А. Струс, В. Смирный, В. Сташенко.

При поддержке ОДНТ для тружеников, учащихся и студентов учебных заведений Мариуполя проводились творческие встречи и авторские концерты, готовились музыкальные эфиры на радио и передачи на Донецком телевидении.

Рисунок62

В 1978 году началась работа по изучению и пропаганде фольклора Донецкого края. При ОДНТ создаётся сектор по сбору и систематизации фольклора, а в районных центрах области – межведомственные советы по фольклору.

Впервые сотрудниками ОДНТ совместно с музыкально-педагогическим институтом (ныне – Музыкальная академия имени С. С. Прокофьева) были организованы фольклорные экспедиции в город Горловку; посёлки Приморское и Пантелеймоновка; а также Артёмовский, Славянский, Марьинский и Красноармейский районы. Члены экспедиции установили контакты со многими любителями и энтузиастами – собирателями фольклора /Э. Хаджиновым, Я. Шейко, И. Хорошем и другими/. По итогам экспедиций зарегистрированы новые фольклорные ансамбли, записано более 100 песен.

В результате большой организационной работы в декабре 1978 года в г. Донецке ОДНТ проводит I-й областной смотр фольклорных коллективов, в котором приняло участие 23 ансамбля.

К смотру был издан плакат «Сберечь народную песню» (из опыта работы Торского фольклорного ансамбля обрядовой песни Краснолиманского района). Это событие вызвало интерес общественности и нашло отражение в печати, по радио и телевидению.

Рисунок63

В 1979 году состоялся II-й областной смотр фольклорных ансамблей, который показал, что этот жанр в Донецкой области прогрессирует, коллективы пользуются всё большим успехом, признанием и популярностью.

И если в первом смотре участвовали в основном сельские ансамбли, то во втором – активное участие приняли коллективы Харцызска, Макеевки, Мариуполя, всего – 38 коллективов.Рисунок64

 

1978–1979 годы насыщены концертами и гастрольными поездками творческих коллективов по области, республике и за её пределами.

В Ленинграде успешно гастролировал хор народной песни Новоазовского районного ДК – лауреат Первого Всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества трудящихся. Руководил хором В. Алита. Репертуар этого коллектива составляли народные песни и сочинения советских авторов о Родине, о партии, о верности и любви.

 

В 70-х годах важным направлением деятельности ОДНТ было повышение квалРисунок65ификации клубных работников и руководителей самодеятельных творческих коллективов. Областные семинары являлись основной формой работы в этом направлении. Методисты ОДНТ проводили их на базе опорных клубных учреждений области.

В работе семинаров принимали участие представители общества «Знание», внештатные консультанты из числа профессиональных музыкантов, самодеятельных композиторов, ведущих преподавателей специальных учебных заведений, руководителей народных (образцовых) коллективов области. Гостями семинаров были педагоги Киевского и Харьковского институтов культуры. На семинарах проводились показательные тематические мероприятия, в конце которых организовывался «Круглый стол», где участники семинара обсуждали увиденное мероприятие и делились своим опытом работы.

Рисунок66

Ещё одним из важных направлений работы методистов ОДНТ продолжает оставаться изучение, распространение и внедрение опыта работы лучших клубных учреждений и коллективов художественной самодеятельности области.

В архиве РДНТК сохранились материалы: «Дикция и орфоэпия» (из цикла «Учебно-воспитательная работа в хоре», 1971 г.), «Народные таланты Донбасса» (из опыта работы ансамбля обрядовой песни Торского сельского Дома культуры Краснолиманского района, 1978 г.), «Золотая свадьба» (из опыта проведения золотой свадьбы в Марьинском районе, 1979 г.).

Рисунок67

Вторая страница истории Республиканского дома народного творчества и кино начинается в 1979 году.

Постановлением Донецкого областного Совета народных депутатов от 23 мая 1979 года создаётся областной Научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы (ОНМЦ) вместо областного Дома народного творчества (ОДНТ). Утверждаются новые штаты и структура. Формируются новые отделы: научно-методический, организационно-методический, народного творчества и культурно-просветительной работы.

Главными направлениями работы вновь созданного учреждения стали: организация методической службы на научной основе; постоянная связь с учебными заведениями культуры и искусства, творческими союзами и организациями; научные исследования в области культурно-просветительной работы и народного творчества; создание на их основе рекомендаций для методических центров районного звена и клубных учреждений; внедрение этих рекомендаций в практику работы.

Рисунок68

Важным участком деятельности ОНМЦ остаётся оказание помощи коллективам художественной самодеятельности, организация областных смотров, конкурсов, фестивалей, практических семинаров.