В летописи выступлений советских артистов на фронтах Великой Отечественной Лидия Русланова с её легендарными «Валенками» занимает особое место. Знаменитый концерт, состоявшийся в победном мае 1945-го у стен поверженного рейхстага, у многих в первую очередь ассоциируется именно с Руслановой. «Вооружённая» репертуаром русских народных песен, певица прошла с концертами всю войну, и везде её встречали с нескрываемой радостью. Мощный голос, яркая сценическая харизма и огромная сила духа – всё вкупе это производило сильнейшее впечатление на бойцов, окрыляло, напоминало о мирной жизни и укрепляло веру в непременную Победу.
«Валенки» солдаты просили спеть чаще всего. В книге «Легенды и жизнь Лидии Руслановой» саратовский писатель и краевед Владимир Вардугин рассказывает, что Русланова сочинила собственную версию песни на одном из фронтовых концертов. «Ожидая своей очереди выхода на сцену, она смотрела на бойцов. В первом ряду сидел молоденький боец в плохоньких валенках, с которых на пол стекала лужица от растаявшего снега. Лидия Андреевна вспомнила припевку из саратовской частушки: «Валенки, валенки, не подшиты, стареньки». Тут же родились куплеты песни». «Феномен, что шуточная песня «Валенки» стала самой патриотичной песней в наступавшей армии, в побеждающей стране, символом стойкости советского солдата и его неиссякаемой жизнеутверждающей энергии. Песня утоляла солдатскую тоску по дому, примиряла его с разлукой, давала надежду, что она, эта разлука, какой бы тяжкой ни была, но – временна. Ведь до «логова» осталось совсем ничего, вот она, проклятая Германия, откуда приходило на родную землю кровавое зло фашизма», – добавляет автор книги «Лидия Русланова. Душа-певица» Сергей Михеенков. А вот ещё на эту же тему: «Удивительная судьба у этой простой незатейливой песни. Русланова слепила её из существовавшей ранее, окрасила своим голосом, неповторимым тембром, вдохнула свою энергию, и песня стала гимном победителей».
Ещё в 1943 году Русланова записала «Валенки» на грампластинку. А 2 мая 1945 года любимая песня всех бойцов прозвучала в исполнении певицы в Берлине, на ступеньках Рейхстага.
Но всё это было потом… А четырьмя годами ранее, в самом начале Великой Отечественной, под Ельней на Смоленщине Лидия Русланова получила своё первое «боевое крещение» в этой войне. «Только закончила одну из песен, как над головами появились «юнкерсы» в сопровождении «мессершмиттов». Посыпались бомбы, затрещали пулемёты, задрожала земля от взрывов... Смотрю, никто и ухом не ведет, слушают, как в Колонном зале. Думаю, и мне не пристало отсиживаться в траншее, да и концерт прерывать негоже... В общем, налёт фашистов выдержала, программу довела до конца», – вспоминала потом артистка.
Можно предположить, что такие бесстрашие и стойкость у Руслановой происходили из детства, которого, собственно, и не было – с самого раннего возраста она несла тяготы, которые не каждому взрослому были по силам. Прасковья Лейкина, как изначально звали будущую артистку, родилась в бедной крестьянской староверческой семье. Сразу после начала русско-японской войны её отца Андрея Лейкина, единственного кормильца, забрали в солдаты. «Первая настоящая песня, которую я услышала, был плач. Отца моего в солдаты увозили. Бабушка цеплялась за телегу и голосила. Потом я часто забиралась к ней под бок и просила: «Повопи, баба, по тятеньке!» И она вопила: «На кого ж ты нас, сокол ясный, покинул?» Бабушка не зря убивалась», – рассказывала Русланова. Отец домой не вернулся, мать вскоре умерла, девочка осталась одна со слепой бабушкой. Они ходили по Саратову и окрестным деревням – Лида пела, а бабка причитала: «Сироты, мамка их померла, а батя их за веру, царя и отечество кровь проливает, подайте копеечку». Выступления пользовались успехом. Уличную певунью приглашали даже в богатые купеческие дома.
Когда Лиде было семь лет, умерла бабушка. На талантливую девочку-сироту обратила внимание вдова чиновника, погибшего в Русско-японской войне. Маленькую Прасковью она определила в лучший саратовский приют при Киновийской церкви, где был собственный детский церковный хор. Поскольку детей крестьянского сословия туда не брали, а имя и фамилия девочки с головой выдавали её крестьянское происхождение, появилась фиктивная грамота с новыми именем и фамилией «Лидия Русланова», под которыми она и войдёт в историю. Вскоре о девочке знал едва ли не весь Саратов, и в храм, где она пела, стекались потоки желающих её послушать.
Голос юной Лидии услышал преподаватель саратовской консерватории Михаил Медведев. Он взял Русланову в консерваторию и прочил ей оперную карьеру. В консерватории Лидия проучилась 2 года и в итоге решила, что её призвание – не академическое искусство, а народная песня как стопроцентно органичный, родной ей по духу жанр.
Практика фронтовых выступлений к началу Великой Отечественной для Руслановой была не нова: войну она видела с раннего детства. В 1916 году юная Лидия отправилась на фронт в качестве сестры милосердия и до октября 1917 года служила в санитарном поезде.. Всю Гражданскую войну Русланова выступала перед бойцами регулярной Красной Армии. Потом была новая война – Советско-финская... Зимой 1940 года Лидия Русланова в составе концертной бригады выехала на фронт. Стояли тридцатиградусные морозы, работать приходилось в тяжелейших условиях. Ездили на дрезине, автобусе, санях, а иногда и на лыжах, спали, не раздеваясь. Многие артисты не выдерживали, но только не Русланова: Чтобы не потерять голос от простуды, она принимала стрептоцид, и в итоге не пропустила ни одного концерта. За двадцать восемь дней концертная бригада дала более ста выступлений. Русланова могла отработать 4—5 концертов за один вечер – столь невероятными были сила и выносливость её голоса.
За годы Великой Отечественной войны Лидия Русланова дала свыше тысячи концертов, а во время коротких приездов в тыл записала несколько пластинок для фронта. Народный артист СССР фронтовик Анатолий Папанов вспоминал: «Военный госпиталь. И громкий, словно пытающийся скрыть неуёмную радость, голос Лидии Руслановой: «Валенки, валенки». Пластинку крутят несколько раз. Мы знаем, что ставят её по просьбе бойца. Ему надо ампутировать ногу, а анестезирующих средств в госпитале не осталось, он согласился на операцию без наркоза. Попросил только: «Поставьте мою любимую песню «Валенки».
Общеизвестен факт, что Русланова помогала фронту не только песнями – она отдала свои личные сбережения на батарею из четырёх «катюш», для десятого минометного гвардейского полка, сражавшегося на Западном фронте. Вслед за этим певица собрала деньги на ещё одну батарею этого вооружения, вызывавшего животный ужас у врага. Символично, что одноимённую песню «Катюша» Русланова стала исполнять одной из первых, причём в русской народной манере. «Это же фокстрот», – сделал ей замечание автор музыки Матвей Блантер. «Кому фокстрот, а кому русская песня», – отрезала Русланова.
Весной 1945 года Лидия Русланова вместе с наступающей армией прибыла в ещё не освобождённый от гитлеровских войск Берлин. Именно там, у стен поверженного рейхстага, 2 мая 1945 года состоялся первый концерт советских артистов. Русланова выступала вместе с казачьим ансамблем песни и пляски Михаила Туганова. Один из его участников, Борис Уваров, делился своими воспоминаниями о том концерте: «У рейхстага людно, шумно, пёстро. Русский солдат – он, знаете, уж если отойдёт душой, шутка у него выйдет такая!.. Словом, праздник – рекой. Взошли внутрь логова. Обломки мебели, шкафы, ящики и прочий баррикадный хлам эсэсовцев догорал, нещадно чадя. Гарь душила, густой пепел под ногами. Над центральным мраморным залом провалившийся купол, вроде шатра. Сначала запел наш казачий хор, потом Русланова… Ком в горле встал, слёз не сдержать. Но не только со мной такое. Герои, орлы фронтовые, на груди тесно от наград, плакали не стыдясь. И заказывали, заказывали свои песни — кто сибирские, кто про Волгу-матушку…». В какой-то момент Лидия Андреевна объявила: «А сейчас – «Валенки, не подшиты, стареньки», которые до самого Берлина дошагали!». Слова Руслановой утонули в волне людского восторга. Как точно она выразила их мысли и настроение!
Концерт продолжался до поздней ночи, а когда он завершился, Русланова углём расписалась на колонне рейхстага рядом с фамилиями солдат. Так завершились её единственные, триумфальные «гастроли» по Европе…
Возможно, не все знают, что дебют Лидии Руслановой на профессиональной сцене в далёком 1923 году совсем рядом с нашим краем – в Ростове-на-Дону. Спустя много лет, после небывалых взлётов и жестоких «проверок на прочность», на закате жизни великая певица вновь вернулась на место старта своего профессионального творческого пути. В августе 1973 года, за месяц до смерти, Лидия Андреевна совершила гастрольный тур по южным городам, дав заключительный концерт в Ростове-на-Дону, ставший настоящим триумфом певицы. Круг почёта, совершаемый по дорожке стадиона, пришлось повторить несколько раз. Зрители, стоявшие в проходах амфитеатра, поклонники, которые заняли места на холмах поближе к стадиону, восторженно встречали медленно двигавшийся открытый автомобиль, на котором стоя ехала певица, улыбкой приветствуя слушателей.
P.S. В первые послевоенные годы, когда певица была подвергнута опале и репрессиям, в одной из ведущих московских газет появилась критическая рецензия: «Ряд серьёзных упреков можно предъявить к такой популярной артистке эстрады, как Лидия Русланова. Кое-кто продолжает называть русскими певицами артисток, которые появляются на сцене в сарафанах и лаптях и исполняют частушки под саратовскую гармонь… Неслучайно Л. Русланова, продолжающая линию этих певиц, с таким трудом осваивает новый репертуар. Ей надо очень серьёзно подумать о своём положении на советской эстраде». Автор рецензии, по всей вероятности, не стоял на ступеньках разрушенного рейхстага, когда Русланова пела ликующим победителям свою коронную песню. Если бы он побывал там, написать такое ему бы и в голову не пришло. И уж наверняка газетный «критик» не мог даже предположить, какую добрую всенародную память оставит о себе Лидия Русланова и какая долгая жизнь уготована её песням. Они входят в репертуар многих артистов и коллективов, среди которых, конечно же, Заслуженный государственный академический ансамбль песни и танца «Донбасс». Вокально-хореографические композиции «Валенки» и «Липа вековая» в исполнении солистки ансамбля Виктории Струковой вызывают неизменный восторг и продолжительные аплодисменты зрителей. И эти аплодисменты – не только восхищение мастерством наших артистов, но и дань памяти великой Руслановой, без которой невозможно представить ни отечественную эстраду, ни нашу Великую Победу.
Материал подготовлен в рамках культурно-просветительского проекта «Артисты Победы»: из истории фронтовых бригад» Заслуженного государственного академического ансамбля песни и танца «Донбасс». Все выпуски проекта можно найти по хештегам #КУЛЬТУРА_ДОНБАССА_ДЛЯ_ВАС и #АртистыПобеды
При подготовке данной статьи использованы материалы онлайн-проекта «Искусство Победы» сайта «Московские сезоны», портала Культура.РФ, сайта издания «Комсомольская правда», а также материалы книг С.Е. Михеенкова «Лидия Русланова. Душа-певица» и В.И. Вардугина «Легенды и жизнь Лидии Руслановой»