«...Словом можно спасти, словом можно полки за собой повести» – эта фраза из стихотворения Вадима Шефнера метко характеризует огромную роль не только певцов и музыкантов, но и артистов разговорного жанра в поддержании боевого духа воинов, защищавших родное Отечество в годы Великой Отечественной войны. В числе таких мастеров слова вспомним сегодня Аркадия Райкина, Игоря Ильинского, а также легендарный дуэт Ефима Березина и Юрия Тимошенко.

Свои сатирические миниатюры Аркадий Райкин впервые начал показывать именно на фронте – как раз благодаря им он прославился как мастер мгновенного внутреннего и внешнего перевоплощения. Фронтовая бригада, которую возглавлял Райкин, прошла всю войну, с 1941 по 1945 год. Так сложилось, что выступали артисты преимущественно перед моряками, за 4 года проделав путь от Тихого океана до Балтики, Каспия и Чёрного моря.

«Мы не ходили в атаку и в разведку, не стреляли из винтовок и орудий, не пускали под откос поезда, не ремонтировали танки в студёных цехах. И, тем не менее, работа, которую мы делали, была важна. Мы проехали десятки тысяч километров, выступали на кораблях и батареях, на заводах и полевых станах, в землянках и госпиталях. Не раз попадали под бомбёжки и артобстрелы, а однажды ночью даже залетели на самолете в тыл к противнику (это было в 1944 году в Латвии; самолет сбился с курса, и нас обстреляли из зенитных орудий)... Нам приходилось работать почти круглые сутки, мерзнуть и голодать. Впрочем, всё это было в порядке вещей», – писал Райкин в своей книге «Без грима». За вклад в Победу артист был награждён орденами Отечественной войны I и II степени, медалями «За оборону Кавказа» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.».

Игорь Ильинский широкому кругу зрителей был известен в первую очередь как исполнитель роли начальника Управления мелкой кустарной промышленности Бывалова из нашумевшей довоенной комедии «Волга, Волга». Когда Ильинский приехал в Челябинск вместе с эвакуированным Малым театром, рабочим не терпелось его увидеть.

Дважды в неделю актёр вместе со своими коллегами выступал в госпиталях. При этом за вечер труппа успевала дать по пять-шесть представлений. Когда же театр вернулся в Москву, Ильинский в составе концертной бригады отправился на передовую. «Когда я ехал на фронт, то, по правде сказать, думал, что там не до артистов, и несколько досадовал на то, что нас посылают туда, где мы будем в тягость, не участвуя в боевых действиях, отнимая у бойцов пайки, транспорт и место для ночевки. Оказалось, что я ошибся. Летчики и солдаты, вернувшись с боевых заданий, подчас не хотели отдохнуть или поесть, а шли скорее на концерт», – позже говорил Ильинский. Артист не скрывал, что очень тяжело привыкал к ужасам военной повседневности. «В овраге я вижу наш исковерканный обгоревший танк. Он уже несколько дней стоит здесь. Я заглядываю внутрь и вижу обгорелый и обуглившийся труп, слившийся с рулевым управлением. Безвестный танкист, сгоревший вместе со своей машиной, не изгладится из моей памяти во всю жизнь», – делился страшными воспоминаниями Игорь Владимирович. Казалось бы, в таких нечеловеческих условиях, на фоне ежедневных трагедий, неоткуда взять внутренние силы на то, чтобы смеяться самому и смешить других. Но силы находились, и это тоже был подвиг. Шутка была без преувеличения жизненно необходима бойцам – она отвлекала от мрачных мыслей и жутких картин окружающей действительности, скрашивала солдатские будни, напоминала о мирной жизни, укрепляя веру в её непременное возвращение. «Юмор, в самых разнообразнейших оттенках – при всех, даже очень тяжёлых обстоятельствах, – обязательный спутник этих людей», – говорил артист о наших воинах, стараясь успеть с концертами в каждую часть, в каждое подразделение. В общей сложности Игорь Ильинский выступил на разных фронтах более тысячи раз и был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».

Студенты-весельчаки Ефим Березин и Юрий Тимошенко (кстати, в юности живший в Донбассе) в 1941 году получили дипломы Киевского театрального института – и с первого дня войны отправились в составе ансамбля Юго-Западного фронта на передовую. Тогда и сложился их дуэт. К слову, знаменитые образы Тарапуньки и Штепселя у артистов родились уже после войны, а с 1941 по 1945 год они смешили фронтовиков, выступая в ролях повара Галкина и банщика Мочалкина.

Творческая фантазия артистов била ключом, и бойцы их обожали. К слову, вначале комические образы Тимошенко и Березина показались суровому начальству слишком легкомысленными для военного ансамбля. Однако устоять перед их обаянием было невозможно, и выступления без участия слаженного юмористического дуэта казались неполными. Да и сам дуэт стал единым целым: даже наградные листы Юрия Тимошенко и Ефима Березина полностью одинаковые – отличаются только имена и фамилии. Артисты были награждены орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Киева», «За оборону Сталинграда», «За освобождение Варшавы», «За освобождение Праги», «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.». «Широко известен бойцам и офицерам повар Галкин. Его выступления с банщиком Мочалкиным полны острой злободневной политической сатиры и юмора. Их любят бойцы и офицеры. Шутка, куплет, частушка, исполняемые ими со сцены, вызывают неумолкающий смех, дают воинам веселый жизнерадостный отдых, поднимают их боевой дух...», – так был охарактеризован творческий тандем Тимошенко-Березина в наградном листе.

Добавим, что вместе с боевыми частями Красной Армии Березин и Тимошенко прошли всю Великую Отечественную войну и в мае 1945 года выступили в победном концерте в Берлине. 

Материал подготовлен в рамках культурно-просветительского проекта «Артисты Победы»: из истории фронтовых бригад» Заслуженного государственного академического ансамбля песни и танца «Донбасс». Следите за выпусками проекта по хештегам #КУЛЬТУРА_ДОНБАССА_ДЛЯ_ВАС и #АртистыПобеды.

При подготовке данной статьи использованы материалы онлайн-проекта «Искусство Победы» сайта «Московские сезоны» и проекта «Бригада наша фронтовая» издания «Комсомольская правда»