Бриллиант советского кинематографа и любимица самого Иосифа Сталина, истинная артистократка, обладательница невероятной красоты и таланта Любовь Орлова выступала на фронтах Великой Отечественной с первого и до последнего дня этой страшной войны. Самая популярная актриса Советского Союза пела для бойцов под Минском и Киевом, Орлом и Белгородом, Харьковом и Курском, а позже – за пределами Советского Союза, своим творчеством поддерживая наших воинов, освобождавших страны Европы.

Сыграв главные роли в довоенных фильмах «Цирк» и «Волга-Волга», Любовь Орлова стала звездой всесоюзного значения и кумиром миллионов советских жителей. Женщины меняли внешность «как у Орловой»; в моду вошли осветлённые волосы, белые «водолазки» и обтягивающие юбки. Появился даже медицинский диагноз — «синдром Орловой». После одного из концертов в Ленинграде для актрисы пришлось сделать коридор из 90 мужчин, чтобы она смогла добраться до гостиницы. Толпа поклонников заполнила всю улицу. На гастролях в Одессе люди сидели даже на деревьях. Головокружительный успех, государственное признание, слава, зрительская любовь, творческая востребованность – высшее счастье для артиста невозможно представить.Актриса Любовь Орлова 19021975 провожает советских бойцов на фронт с железнодорожной станции Баладжары под Баку ныне в составе городаjpg

Грянул 1941 год…

Великая Отечественная война застала Любовь Орлову и её супруга Григория Александрова в Риге, где они совмещали отдых и гастроли. Вечером 21 июня состоялась их встреча с любителями кино. Орлова и Александров с воодушевлением рассказывали о работе над фильмами, о своих творческих планах, непринуждённо отвечали на бесчисленные вопросы. В заключение по настойчивым просьбам участников вечера Любовь Петровна спела «Песню о Родине», «Лунный вальс», «Марш энтузиастов» и многие другие песни из хорошо знакомых зрителям музыкальных фильмов с её участием. А через несколько часов после этой встречи гитлеровцы уже бомбили Ригу…

Советским артистам было предписано срочно возвращаться домой. Около трёх суток Орлова и Александров добирались до горевшего, полуразрушенного Минска, а затем и до Москвы. Поезд неоднократно попадал под обстрелы, всюду – беженцы, раненые, убитые; кровь, боль и слёзы… Гражданский подвиг Орловой на войне начался уже тогда: она организовала отряды сандружинниц, оказывавшие помощь раненым прямо в пути. А потом Любовь Петровна стала помогать фронту своим главным оружием – словом и песней.

В первые месяцы войны центральные киностудии СССР выпускали «Боевые киносборники», составленные из актуальных короткометражных игровых и документальных лент, объединённых единым конферансом. В работе над киносборниками участвовали крупнейшие мастера кино — режиссёры, актеры, операторы, сценаристы. В сентябре 1941 года на экраны вышел четвёртый «Боевой киносборник» — «Победа за нами!», созданный Григорием Александровым. В сборник вошли три короткометражки — документальная «Британский флот» (из материалов английской кинохроники) и игровые «Патриотка» и «Приказ выполнен». Конферанс в этом фильме вела Любовь Орлова. Она снималась в образе Дуни Петровой — полюбившейся зрителям письмоносицы Стрелки из фильма «Волга-Волга». В форме бойца Красной Армии она развозила по адресам фронтовые письма, пела песни, читала стихи, «крутила» боевые документальные киноленты, разоблачала переодетого фашистского диверсанта. Слышалась музыка из знакомых картин, но слова были иными, сообразными времени, — из её уст звучали обращённые к фронту и тылу боевые призывы к стойкости и мужеству, к непременному достижению Победы.

Любимица миллионов, Орлова выступала на Всесоюзном радио, поддерживая женщин всего Союза, чьи мужья, сыновья, отцы и братья встали на защиту Родины: «Женщины! Гражданки великой страны! Матери, жены и сёстры! Мы знаем, что победа будет нелёгкой. Так пусть же сердце каждой из нас станет неиссякаемым источником мужества. Пусть каждая из нас, провожая на битву любимого сына, мужа или брата, вселяет в него уверенность и спокойствие. Пусть будет им материнским благословением наша ненависть к врагу, наша воля – защищать родную землю до последней капли крови!». Актриса нередко лично провожала солдат на фронт, обращалась к ним со словами напутствия – эти щемящие эпизоды запечатлены на уникальных фотографиях.Григорий Александров Любовь Орлова и Виктор Талалихин на съёмках Боевого киносборника 4 август 1941 года

Осенью 1941 года «Мосфильму» было предложено эвакуироваться в Алма-Ату, туда же был эвакуирован и «Ленфильм». На базе Алма-Атинской и двух эвакуированных киностудий была создана Центральная объединенная киностудия (ЦОКС) – 80 процентов фильмов, снятых в годы войны, выпустили именно в Алма-Ате. Тогда же Григорий Александров был назначен директором и художественным руководителем Бакинской киностудии. Вместе с мужем туда выехала и Любовь Петровна. В Баку она выступала на предприятиях и в госпиталях. Коллектив оборонного завода Закавказского фронта после концерта вручил ей огромный букет живых цветов и письмо, в котором говорилось: «В эти дни Родина приказала каждому стоять на своем посту, выполнять свой долг. Мы уверены, что и Вы, как одна из лучших представительниц советского искусства, с честью выполняете этот приказ. Народу нужны песни гнева к врагу и песни любви к своей Родине!».

Параллельно Любовь Орлова очень много гастролировала – количество данных ею концертов в период Великой Отечественной сосчитать невозможно. Она выступала перед артиллеристами и моряками, пехотинцами и мотористами, танкистами и лётчиками, на береговых батареях, боевых кораблях и военных аэродромах. Не только перед фронтовиками — в тылу: на промышленных предприятиях, в колхозах, совхозах, часто перед ранеными — в госпиталях. Баку, Нахичевань, Гори, Поти, Тбилиси, Ереван, Ленинакан, Новороссийск, Орджоникидзе, Грозный, Краснодар… Сохранилось послание от командования другой воинской части — его подписали командир части Майборода и военком части политрук Горбунов. «Дорогая Любовь Петровна, — говорилось в этом письме. — Ваш талант, Ваши чудесные песни вдохновляют нас на новые подвиги и боевые дела. Они звучат для нас призывным набатом: громить и истреблять фашистов, очищать от поганой нечисти нашу родную землю. От имени бойцов, командиров и политработников нашей части горячо благодарим Вас за посещение и данные Вами для всего личного состава прекрасные концерты». А вот ещё одно письмо, очень доброе и искреннее, – от лётчиков авиационной части 14 мая 1942 года: «Дорогая Любовь Петровна! За время, пока мы были на фронте, нам удалось посмотреть на передвижках только четыре кинокартины. Среди них были «Веселые ребята», «Цирк» и «Волга-Волга»... В то время горечь отступления сжимала горло. Но как раз тогда, в одной из школ, завесив окна шинелями, мы смотрели фильм «Волга-Волга». Забыв печаль, мы от души смеялись. Два дня назад для нас было неожиданной радостью узнать, что Вы выступаете здесь сами и что мы можем встретиться с Вами и пожать Вашу руку». Письмо содержало просьбу лётчиков, штурманов, стрелков-радистов, авиатехников, механиков и мотористов части майора-орденоносца Кузнецова, обращённую к Любови Петровне, «дать согласие выступить перед боевыми лётчиками нашей части, так как по ряду обстоятельств на концертах, которые Вы даёте здесь, мы присутствовать не можем. Такой встречей лично с Вами, нашей любимой актрисой, Вы вселили бы в нас новую бодрость и навсегда оставили в памяти и в сердцах у нас, перед вылетом на фронт, прекрасный образ женщины-патриотки». Нужно ли говорить, что Любовь Петровна тотчас же откликнулась на это письмо, выступив с концертом и в этой лётной части?..

20170129035243f19a44f251

Сталинград – отдельная веха фронтовой творческой биографии Любови Орловой. Перед героическими защитниками легендарного города на Волге артистка выступала бессчётное число раз – и в те дни, когда он держал оборону, и в разгар Сталинградской битвы, и много раз после освобождения... Она видела руины Сталинграда, а потом на её же глазах город возвращался к новой, мирной жизни. Так что, бесспорно, в возрождении волжской твердыни есть несомненная лепта Любови Петровны. «Пусть враги, как голодные волки, у границ заметают следы. Не видать им красавицы-Волги и не пить им из Волги воды!», – пела Орлова в киносборнике «Победа за нами».

Влияние таланта Орловой на боевой дух советских воинов было столь велико, что она удостоилась лютой ненависти фашистов и их прихвостней – причём с окончанием войны опасность не миновала. По воспоминаниям племянницы Любови Орловой Нонны Голиковой, в самом начале 1950-х годов артистка давала концерты в одном из приграничных городов Западной Украины. После одного из выступлений Любови Орловой принесли очень необычный букет: в окружении белых роз находились четыре чёрные розы – не засушенные, а именно живые, но чёрные. Рассматривая необычный букет, Орлова вытащила чёрные розы и уколола пальцы. Вечером того же дня она резко почувствовала себя плохо. Осмотревшие ее врачи обнаружили воспалившиеся раны на руках и поняли, что шипы роз были пропитаны ядом. Узнав о случившемся, Сталин распорядился доставить Орлову в кремлёвскую больницу на улице Грановского. Специально для нее из Великобритании в СССР вылетел специалист по нейтрализации ядов. Любови Петровне пришлось сделать несколько переливаний крови, чтобы ее состояние улучшилось. Поиски виновных ни к чему и не привели. После этого случая Любовь Орлова принимала подарки от незнакомых только через посредников.

Афиша концерта Л. Орловой

Летом 1942 года Любовь Орлова впервые выступала за рубежом – в Иране, где в тот период были введены советские и английские войска. На протяжении месяца артистка выступала с концертами в крупнейших городах этого региона — Тегеране и Тебризе – как перед красноармейцами, так и перед местными жителями.

Когда Красная армия освобождала европейские страны, их сопровождали актёрские фронтовые бригады, в которых состояла и Любовь Петровна. Артистам оформляли необходимые документы. В одном из таких удостоверений Орлова называется полковником: «Предъявитель сего полковник административной службы Орлова Любовь Петровна является представителем Комитета по делам кинематографии и командируется в город Берлин, в войска для выполнения специального задания. Начальникам армий, военным комендантам оказывать полковнику Орловой Л.П. всяческое содействие в выполнении возложенного на неё задания. Начальник тыла Народного комиссариата Обороны СССР». Столь высокое звание Орлова сполна оправдала, направив весь свой творческий и эмоциональный ресурс на поддержку боевого духа защитников Родины. Ещё в самом начале войны артистка сказала: «Немецкие фашисты хотят истребить, уничтожить многие народы Европы, народы Советского Союза, ибо не считают их за людей. Они хотят уничтожить нашу культуру, наше искусство. Они хотят, чтобы умолкли наши песни, чтобы погасли огни на сценах наших театров и киноэкранов. Но этого не может быть и не будет! Мы не просто будем петь эти песни — мы превратим их в грозное оружие, в танки, бомбы и снаряды! Мы победим, и огни нашего искусства загорятся ещё ярче!». Эти слова можно назвать квинтэссенцией творческой деятельности Орловой (как и многих других советских артистов!) в годы Великой Отечественной войны. И разве мог наш народ не победить в ней, имея такую силу духа, неразделимую с силой искусства?..

Материал подготовлен в рамках культурно-просветительского проекта «Артисты Победы»: из истории фронтовых бригад» Заслуженного государственного академического ансамбля песни и танца «Донбасс». Следите за выпусками проекта по хештегам #КУЛЬТУРА_ДОНБАССА_ДЛЯ_ВАС и #АртистыПобеды.

 При подготовке данной статьи использованы материалы книги А.В. Романова «Любовь Орлова в искусстве и в жизни», онлайн-проекта «Искусство Победы» сайта «Московские сезоны», сайтов Любовь Орлова.РУ и Союз.РУ