Крупнейший военно-музыкальный коллектив России, центральное учреждение культуры Министерства обороны Российской Федерации – Дважды Краснознамённый ордена Красной Звезды академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова – уникальное творческое явление мирового уровня. В репертуаре Ансамбля отражается история великой страны, бóльшая его часть – это военные песни, в которых прославляются подвиги Красной, Советской, Российской армии.
Многие песни о войне, со временем ставшие поистине народными, были написаны известными композиторами и поэтами-песенниками специально для Краснознаменного Ансамбля, впервые прозвучали в его исполнении и звучат поныне, поднимая боевой дух всё новых и новых поколений солдат. «Я никогда не был военным специалистом, но у меня в руках всё же оказалось могучее оружие — песня, которая так же может разить врага, как и любое оружие», — подчёркивал основатель ансамбля, человек-легенда Александр Васильевич Александров. Схожую характеристику «краснознамёнцам» дал премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль в Ялте в 1945 году: он назвал ансамбль «поющим оружием, которое вполне можно было бы использовать вместо второго фронта»…
Возможно, не всем известно, что Ансамбль имени Александрова – не просто выдающийся художественный коллектив, но и воинское подразделение, где проходят службу профессиональные музыканты. В их распорядок входят не только репетиции – они приносят присягу, проходят строевую подготовку, обучаются обращению с оружием. В ансамбле служат и срочники, и контрактники, есть также и гражданские артисты.
Созданный в далёком 1928 году, ансамбль начинался всего с 12 человек: в его составе было 8 певцов, 2 танцора, баянист и чтец. Со временем сформировались хор, оркестр и танцевальная группа. Интересно, что руководитель коллектива Александр Васильевич Александров был человеком сугубо гражданским. Родившийся в семье крестьян из Рязанской губернии, он с ранних лет удивлял односельчан уникальным голосом и музыкальным слухом. Однажды пение мальчика услышал солист Петербургского церковного хора. Впечатлённый, он уговорил родителей Саши отпустить его учиться в Санкт-Петербург. Александров был певчим в Казанском соборе, учеником Придворной певческой капеллы, затем учился в Петербургской и Московской консерваториях. До революции Александров писал духовную музыку, после революции преподавал в Московской консерватории, был регентом в храме Христа Спасителя, работал хормейстером-консультантом в театре Таирова и Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко… И вдруг – невероятный вираж судьбы: один из первых маршалов Советского Союза Климент Ворошилов предложил Александру Васильевичу возглавить армейский коллектив песни и пляски. Александров согласился далеко не сразу, ссылаясь на то, что в армии никогда не служил, и ему сподручнее руководить не армейским, а церковным коллективом. Однако Ворошилов настоял, и позже Александров, буквально «заболевший» новой работой, благодарил маршала за настойчивость.
С самого первого дня Великой Отечественной войны «александровцы» направили в Главное Политическое управление просьбу об отправке ансамбля на фронт «для воодушевления бойцов на победу над коварным врагом». Из состава коллектива были немедленно сформированы четыре мобильные группы. Три из них уже 24 июня 1941 года отправились в действующую армию – на Западный, Юго-Западный и Южный фронты, а четвёртая во главе с самим Александровым осталась в Москве для выступлений на радио и главное – выступлений перед уходящими на фронт бойцами. Именно этой группе выпала честь впервые исполнить легендарную «Священную войну», написанную Александром Александровым на стихи Василия Лебедева-Кумача в самые первые дни Великой Отечественной.
Широко распространена информация о том, что «Священная война» 26 июня 1941 года была исполнена ансамблем на Белорусском вокзале, откуда отправлялись на фронт эшелоны с бойцами Красной Армии (и куда наши воины возвращались героями в победном 1945-м). В память об этом событии в мае 2005 года на здании вокзала была установлена мемориальная доска. Однако в издании «Всегда на страже: рассказы о песнях» автор, музыковед Юрий Бирюков утверждает: эпизод с Белорусским вокзалом не фигурировал ни в одном из источников вплоть до выхода в свет второй книги романа Константина Федина «Костёр», где указанным событиям посвящено несколько страниц. В то же время в ряде источников можно найти воспоминание сына Александра Васильевича – Бориса Александрова о том событии: «Вокзал был заполнен бойцами. В походном снаряжении они сидели на скамейках, рундуках, чемоданах, дымили махоркой — у каждого своя дума... Сначала нас никто не заметил. Но вот — первые такты песни... Знаете, об успехе можно судить не только по аплодисментам. Весь вокзал словно замер. Я стоял рядом с хором и видел, как слушатели буквально впитывали в себя звуки. И вдруг встаёт один, другой, третий... Все! А потом тишина. Пауза какой-то немыслимой тишины, и шквал. Требовали: «Ещё!» Исполнили ещё раз, потом третий, четвёртый…».
Об обстоятельствах и творческом процессе создания песни сами авторы рассказывали скупо. Однако сохранился черновик неопубликованной статьи Александрова, где есть такие строки: «Когда пластинку с этой песней принимал художественный совет на студии грамзаписи, то профессор Гольденвейзер, я сам и другие заплакали. Когда я с группой Краснознамённого ансамбля выступал на вокзалах и в других местах перед бойцами, идущими непосредственно на фронт, то эту песню всегда слушали с каким-то особым порывом, святым настроением. И не только бойцы, но и мы – исполнители – нередко плакали. Таково было тогда воздействие этой песни на сердца людей, и она доносилась во все концы Советского Союза и фронта…».
В годы Великой Отечественной войны краснознаменный ансамбль из 500 человек, полным составом и четырьмя отдельными концертными бригадами дал в действующей армии почти 1500 концертов, 742 из них – непосредственно на передовой. Вместе с коллективом в действующую армию выезжали и его руководители. Пребывание на различных участках фронта, общение с бойцами давали мощный импульс к созданию новых произведений – за время войны в репертуар артистов вошли свыше 200 новых произведений.
«Положение на фронтах было тяжёлым. Казалось, что такое время — не для песен и плясок. Началась упорная работа. В ней не было ничего общего с искусством. Артисты тушили пожары, грузили раненых в санитарные поезда, чинили мосты и железные дороги, помогали обезумевшим от горя женщинам и детям. Так прошло несколько напряжённых дней. Возникло невольное сомнение: нужны ли песни и пляски в такое трудное время?.. Но сомнение рассеялось на первых же фронтовых концертах», — вспоминал о начальном этапе военной концертной деятельности заслуженный артист РСФСР А. Шилов – дирижёр группы ансамбля на Юго-Западном фронте.
«Советские композиторы не остались в долгу перед страной. Широко известны красноармейские песни композитора Александрова. Их поют в походе, на отдыхе, исполняют в ансамблях, с эстрады, передают по радио. Боевые мелодии этих песен находят живой отклик у бойцов…», — говорится в статье М. Храмченко «Блистательный рост советской культуры» в газете «Правда» от 12 апреля 1942 года. В том же номере был опубликован список лауреатов Сталинской премии за 1941 год. Александру Васильевичу Александрову была присуждена премия первой степени за создание «Гимна партии большевиков» и красноармейские песни. Всю сумму премии лауреат передал в фонд обороны страны.
1943 год стал знаменательным в истории ансамбля: во-первых, правительство страны поручило ему выступать по радио после каждой победоносной сводки Совинформбюро, и, во-вторых, он выполнял ответственное задание по созданию Государственного гимна страны. В ночь на 1 января 1944 года Краснознамённый ансамбль впервые исполнил новый Государственный гимн на музыку А.В. Александрова по радио.
В мае-июне 1944 года ансамбль в полном составе во главе с А.В. Александровым был направлен на Карельский фронт, выступал перед воинами частей, осуществлявших прорыв вражеской обороны, а также в Ленинграде и Кронштадте. «Когда зазвучала написанная Александровым, ставшая подлинно народной песней «Священная война», трепет душевного волнения охватил всех солдат и офицеров, безусых добровольцев и усатых, израненных в боях бывалых солдат. Каждый крепче сжимал свое оружие. Лица посуровели, я смотрел на солдат и офицеров — моих боевых друзей-воинов и чувствовал сердцем их готовность к суровым боям», — делился своими воспоминаниями о фронтовом концерте Краснознаменного ансамбля в июне 1944 года генерал-майор запаса А. Кроник (командир стрелковой дивизии, готовившейся к прорыву обороны противника на Карельском перешейке). В августе ансамбль выступил перед жителями освобождённых от фашистов Харькова, Киева и Чугуева. Только за эти две большие поездки было дано более 100 концертов. В декабре краснознамёнцев встречала освобождённая от гитлеровцев Рига…
Наступил победный 1945 год. Он был открыт триумфальной поездкой в только что вышедшую из войны Финляндию. Из 15-ти прошедших там концертов 8 состоялись в Хельсинки в переполненном выставочном зале «Мессухалли», вмещавшем до 8,5 тысячи человек. А День Победы ансамбль отметил выступлениями на Манежной площади и площади Маяковского в ликующей Москве.
Материал подготовлен в рамках культурно-просветительского проекта «Артисты Победы»: из истории фронтовых бригад» Заслуженного государственного академического ансамбля песни и танца «Донбасс». Следите за выпусками проекта по хештегам #КУЛЬТУРА_ДОНБАССА_ДЛЯ_ВАС и #АртистыПобеды.
При подготовке данной статьи использованы материалы книг «Историческая летопись Ансамбля имени Александрова» (авторы Е.В. Александров, В.Н. Антонов, М.М. Шарипов), медиапроекта «Песни Великой Победы» Радио Республика и ГУК-ДРКМ, а также сайтов Культура.РФ, Календарь Победы и ГЦКЗ «Россия».