Актриса и певица Клавдия Шульженко, незабвенная исполнительница песен «Синий платочек», «Давай закурим», «Друзья-однополчане», является одной из наиболее знаковых артисток военных лет. Джаз-оркестр Клавдии Шульженко, став фронтовым ансамблем, выступал с концертами с первого и до последнего дня Великой Отечественной. Певица многократно выезжала на самые опасные участки фронта, не боясь немецких снайперов и артиллерийских обстрелов. Как говорила сама Шульженко, она «воевала песней, словом, призывом к победе».
Свою творческую деятельность юная Клавдия Шульженко начала в конце 1920-х годов. В 1923 году она становится артисткой Харьковского драматического театра под руководством Н.Н. Синельникова. Тогда же Клавдия Шульженко дебютировала как певица, исполнив романс «Звёзды на небе» в спектакле «Казнь». В 1928 году состоялся певческий дебют артистки на сцене Мариинского театра в Ленинграде, а в январе 1929 года Шульженко дебютировала в Московском мюзик-холле. С этого момента началась её большая творческая жизнь. Артистка играет в спектаклях, снимается в кино; выходят её первые граммофонные записи…
В январе 1940 года в Ленинграде был создан джаз-оркестр под управлением Клавдии Шульженко и Владимира Коралли, просуществовавший до лета 1945 года. Быстро завоевавший широкую популярность, с первого дня Великой Отечественной войны коллектив становится «Фронтовым джаз-ансамблем», с которым Шульженко исколесила тысячи километров военных дорог. Отметим, начало Великой Отечественной застало певицу на гастролях в Ереване, но уже через несколько дней она вернулась в Ленинград, где на тот момент жила. Когда в первую военную зиму появилась возможность уехать в эвакуацию, Шульженко отказалась. В годы блокады она дала свыше пятисот концертов для защитников осаждённого города. 12 июля 1942 года, когда на сцене Ленинградского Дома Красной Армии состоялся 500-й концерт Клавдии Шульженко и Фронтового джаз-ансамбля, певице торжественно была вручена медаль «За оборону Ленинграда».
С фронтовыми песнями из репертуара Клавдии Шульженко связан ряд интересных историй. Вспомним одну из них – связанную с легендарным «Синим платочком». Не всем известно, что песня родилась ещё в мирное время, однако с тем «Синим платочком», который знают и любят в контексте песен военных лет, первоначальный вариант имел разве что схожую мелодию.
Весной 1940 года, спасаясь от фашистской неволи, в Москву приехали участники популярного польского эстрадного коллектива «Голубой джаз», и будущий «Синий платочек» был исполнен на одном из концертов в числе многочисленных мелодических импровизаций композитора и пианиста джаз-оркестра Ежи Петерсбургского. Присутствовавший на концерте поэт и драматург Яков Галицкий сочинил на эту мелодию текст, и получившуюся в итоге песню вскоре включили в свой репертуар многие известные исполнители – Лидия Русланова, Изабелла Юрьева, Вадим Козин… Лёгкая, незатейливая и непринуждённая, вероятнее всего, со временем песня утратила бы популярность, оставшись лишь частью своей эпохи. Но грянула Великая Отечественная война, обусловив появление новых песен – они в большом количестве сочинялись советскими поэтами и композиторами, публиковались в газетах, исполнялись по радио. Походные, строевые, лирические; песни-лозунги, песни-призывы, сконцентрировавшие в себе всенародный гнев, ярость и стремление дать максимальный отпор врагу. Со старыми же песнями произошла удивительная метаморфоза: имевшие до войны абсолютно мирное звучание, с началом войны они обрели другой, не существовавший ранее смысл, который теперь вышел на первый план. Повествуя о любви, близких людях, родном доме, они зазвучали как напоминания о той прежней, мирной жизни, за возвращение которой шла ожесточённая борьба.
Клавдия Шульженко «Синий платочек»
Именно так и произошло с «Синим платочком»: на его мелодию был положен ряд текстовых вариаций, среди которых благодаря Клавдии Шульженко родился тот окончательный, «официальный» вариант, который мы сегодня знаем и любим. Дата написания стихов – 9 апреля 1942 года, их автором стал литсотрудник газеты «В решающий бой!» 54-й армии Волховского фронта, лейтенант Михаил Максимов. Войну он начал в должности помощника командира артиллерийско-пулемётного батальона, но через несколько месяцев был отозван в распоряжение фронтовой газеты. Именно на Волховском фронте и состоялась судьбоносная встреча Максимова и выступавшей там Шульженко. Клавдия Ивановна сразу же предложила поэту-фронтовику написать новый, соответствующий времени текст на музыку довоенного «Синего платочка». Задание было выполнено, и результат превзошёл все ожидания. «Я, конечно же, не мог тогда предположить, что «Синий платочек» с моим текстом «приживётся» и что ему будет уготована такая долгая жизнь», – много лет спустя признавался прошедший войну Михаил Александрович.
В ноябре 1942 года на экраны страны вышел фильм режиссёра Слуцкого «Концерт – фронту». Именно в нём впервые прозвучал указанный вариант «Синего платочка» в исполнении Клавдии Шульженко. Вскоре была выпущена открытка с этой песней. Её и сегодня можно найти в семьях многих фронтовиков, где она хранится, как дорогая реликвия.
Жителям Донбасса будет интересно узнать о том, что ещё одна знаковая песня Клавдии Ивановны – «Давай закурим» – была написана поэтом Яковом Френкелем и композитором Модестом Табачниковым на нашей земле, и премьера её состоялась в городе Каменск-Шахтинский Ростовской области. Отправной точкой для создания сюжета песни стали, как ни удивительно, превратности местной погоды: осенью 1941 года на Южном фронте очень рано выпал снег, а затем вдруг неожиданно потеплело, дороги раскисли. Именно в это время советские войска предприняли контрудар под Ростовом-на-Дону, в результате которого 28 ноября 1941 года город был освобождён, а гитлеровские войска, изначально железно уверенные в своём пресловутом блицкриге, потерпели первое крупное поражение. Спустя некоторое время Модест Табачников встретил Клавдию Шульженко, до войны исполнявшую некоторые его песни. Композитор наиграл и спел ей несколько своих новых сочинений, из которых Клавдия Ивановна выбрала «Давай закурим», тут же переписав себе текст и ноты. А вскоре работники Политуправления привезли Табачникову грампластинку Шульженко с уже записанной песней.
Любовь публики к Клавдии Шульженко была без преувеличения всеобщей – артистка пользовалась огромной популярностью как среди «среднестатистических» жителей страны, так и, безусловно, среди защитников нашей Родины. Вот, в частности, отзыв, оставленный после одного из военных концертов певицы Героем Советского Союза майором Грунчиком: «Нам как никогда дорога встреча с Вами в эти грозные, суровые, но и величественные дни. Ваша боевая песня и музыка, как призыв, проходит через наши мысли и чувства. Мы рады и полны сознания, что вы делаете с нами одно дело, дело, которое приведет к полному разгрому ненавистного человечеству врага — фашистского гада. Воодушевленные вашими песнями и музыкой, мы с новой энергией и силой нанесём на своих крыльях тысячи тонн смертельного груза на голову врага».
«Сценическими площадками» Шульженко на фронте были форты Кронштадта, прифронтовые землянки, больничные палаты, лётные поля, лесные опушки, деревянные сараи… При этом в любых условиях она старалась появляться на концерте в платье и туфлях на каблуках. Как-то, забираясь на импровизированную сцену кузова грузового автомобиля с откинутыми бортами (такая практика была широко распространена у фронтовых бригад), артистка сломала каблук и после этого давала концерт, стоя на цыпочках. Во время выступления немецкая авиация совершила налёт, заработала зенитная артиллерия, невдалеке начали рваться бомбы. Певицу буквально силой столкнули вниз, кто-то прижал её шинелью к земле. Когда обстрел закончился, Клавдия Шульженко снова поднялась на сцену, отряхнула свой наряд и допела концерт, но уже без туфель. Это – лишь один небольшой эпизод из военной биографии Шульженко, а таких концертов в годы войны она провела огромное количество. Бойцы отвечали артистке искренней благодарностью: писали ей многочисленные письма, дарили цветы, хранили пластинки и фотографии…
9 мая 1945 года Клавдия Ивановна Шульженко была награждена орденом Красной Звезды, а 29 сентября 1945 года «за выдающиеся заслуги в области вокального искусства» солистке Всероссийского гастрольно-концертного объединения Клавдии Шульженко было присвоено почётное звание заслуженной артистки РСФСР. В 1971 году Шульженко получила звание народной артистки СССР – однако фактически она была таковой ещё со времён Великой Отечественной войны…
Материал подготовлен в рамках культурно-просветительского проекта «Артисты Победы»: из истории фронтовых бригад» Заслуженного государственного академического ансамбля песни и танца «Донбасс». Следите за выпусками проекта по хештегам #КУЛЬТУРА_ДОНБАССА_ДЛЯ_ВАС и #АртистыПобеды.
При подготовке данной статьи использованы публикации блогера и общественного деятеля Игоря Глуховского, материалы медиапроекта «Песни Великой Победы» Радио Республика и ГУК-ДРКМ, а также сайта Кино-Театр.РУ