Завершает масленичную неделю Прощёное воскресенье – последний день Масленицы или Сырной недели, также Недели Адамова изгнания – последнее из четырёх воскресений подготовки к Великому посту в Православии.
В этот воскресный день обязательно идут в церковь: близкие люди просят друг у друга прощения за все причинённые за год неприятности и обиды, священник в храме просит прощения у прихожан, прихожане – друг у друга. В ответ на просьбу о прощении по традиции произносят фразу «Бог простит». Народный обычай на Руси предписывал посещение могил для прощения с умершими родственниками.
Одна из традиций последнего дня Масленицы – наказание молодых людей, которые не успели или не спешат жениться. К их рукам привязывали колодку, и избавиться от нее можно было только через выкуп. «Не женился еси – так полено носи», – говорит старинная пословица.
Как и много лет назад, так и сегодня кульминацией всей Масленицы считается сжигание чучела. В этот день устраивали ярмарки, чаепития с бубликами, калачами и блинами, играли в игры, водили хороводы вокруг чучела Масленицы, пели и танцевали, и, наконец, сжигали чучело, загадывая, чтобы вместе с ним сгорело всё плохое и рассыпалось вместе с пеплом. Также в этот день ходили в баню. Остатки праздничной еды сжигали или отдавали скотине.
Интересным был обряд прощения при дворе московских государей – он развился в сложную и торжественную церемонию. С середины Масленой недели царь объезжал московские монастыри, прощаясь с братией, а иногда ездил и в Троице-Сергиеву лавру. Затем прощался со своими домочадцами и приближенными двора. В само воскресенье, после обедни, патриарх посещал государя, и во дворце совершался обряд прощения со всеми дворовыми чинами. А вечером в Прощеное воскресенье этот чин прощения совершался в Успенском соборе. Здесь пели прощальные песнопения и произносилась покаянная проповедь патриархом. Затем государь шествовал в Чудов и Воскресенский монастыри, а также в Архангельский и Благовещенский соборы, где просил прощения у гробов своих родителей. В этот день русские цари отпускали на свободу многих заключенных.
В начале ХVII века о чине прощения француз Маржерет пишет: «На Масленице россияне посещают друг друга, целуются, прощаются, мирятся, если оскорбили один другого словом или делом, встречаясь даже на улице, – хотя бы никогда прежде не виделись, – целуются, приговаривая: «Прости меня, пожалуйста», другой отвечает: «Бог тебя простит, и ты меня прости».