Пятница – Масленица ещё в разгаре.
Как правило, ещё со среды к катанию с гор и на лошадях подключалась неженатая молодёжь. Вообще катание на тройках наперегонки, под песни и гармонь, с шутками, поцелуями и объятиями – типично русское масленичное увеселение, в котором не принимала участие только младенцы да старики, уже не выходившие из дома.
Я о масленке катался
Трое саней изломал,
Ворона коня замучил,
А Милашку покатал.
Не целуй меня на улице –
Целуй меня в сенях!
Не целуй меня в сенях –
Целуй на маслену в санях!
Всем миром в качестве участников или активных, заинтересованных зрителей выходили на кулачные бои, возведение и взятие снежного городка, на конские бега.
Масленица-пышка на улицу вышла,
На гору кататься, с ребятами драться!
Ребята-дураки нажимали кулаки,
Нажимали кулаки все на Масленицы на боки!
Если в среду зятья гостили у своих тёщ, то в пятницу зятья устраивали «тёщины вечёрки» – приглашали на блины.
Об особой важности «вечёрок» говорит тот факт, что в старину зять обязан был накануне с вечера лично пригласить тёщу, а потом, утром, прислать за ней нарядных посыльных. Чем больше их было, тем тёще больше оказывалось почестей. Обычно исполняли эти обязанности дружка или сват, которые потом за свои хлопоты с обеих сторон получали подарки.
Званая тёща (существовал и такой обычай) «обязана была прислать с вечера всё необходимое для печения блинов»: таган, сковороды, половник, кадушку для опары, а тесть присылал мешок гречневой крупы и коровье масло. «Неуважение зятя к этому обычаю считалось бесчестием, обидой и было поводом к вечной вражде между ним и тёщей».
В народе не зря говорили: «Не зять бы был, если б тёщу не любил».
Правда, если парень женился в осенний мясоед, то в некоторых регионах было принято привезти к себе мать жены во второй день Рождества (это при условии, если тёща была вежливой и поэтому уважаемой); если она была сварливой и неприветливой, то на третий день. Если же свадьба состоялась в рождественский мясоед, то тогда приглашение на «тёщины вечёрки» выпадало на масленую пятницу.
Зять, как можно лучше снарядив сани, с особыми почестями усаживал тёщу, пригласив и других членов её семьи, и гордо ехал селом, но если тёща была не по душе и у зятя на неё был зуб, то он старался поехать по ухабам (по кочкам) так, чтобы перевернуть сани.
Для званых гостей накрывали богатый стол, за праздничным столом зять произносил тосты – целую тираду различных пожеланий, большинство шуточных: «Пейте, гости дорогие, по полной чарочке, чтоб у моей тёщи горло не пересохло!» (намекая на то, что она любит поскандалить).
Кроме блинов на стол ставили уху, жареную и варёную рыбу, яичницу, молочную лапшу, овсяную, гречневую, рисовую, пшённую кашу, калачи, различные напитки: пиво, медовуху, вино, водку. В южных регионах Малороссии на Масленицу готовили вареники с творогом и сметаной, гречневые блинчики на масле или смальце – налистники с творогом, запечённые в сметане, вареники с картошкой или капустой, заправленные жаренным на масле луком, лапшу на молоке.
Трудно представить масленичный стол без пирогов. Кстати, слово пирог происходит от слова пир и первоначально означало праздничный хлеб.
Пироги всегда служат украшением для праздничного стола: «Красна изба углами, а обед – пирогами», – гласит русская пословица.
Пироги были самые разнообразные, разной начинкой, разных размеров и форм: круглые, овальные, квадратные, прямоугольные, открытые, закрытые, всего свыше пятидесяти видов. Начинка была тоже самая разнообразная, но на Масленицу, естественно, не пекли пирогов с мясной начинкой, так как неделя мясопустная. Но зато были пироги с творогом, овощами, фруктами, разными ягодами и грибами, изюмом, маком, различными кашами и горохом. Причём, по традиции каждый пирог подавался к определённому блюду: пирог с гречневой кашей – к щам из свежей капусты, пирог с морковью – к ухе.
Обязательным украшением праздничного стола, конечно, были пряники. В тесто для пряников добавляли мёд и пряности.
Кстати, от слова пряность и происходит слово пряник.
Часто их делали не просто круглыми, а фигурными: в виде зверушек, рыбок, птичек. Известный всем колобок – это тоже пряник, только круглый (от слова коло ‘круг’).
Многие пряники были «со значением». Так, например, когда торжество подходило к концу, гостям раздавали маленькие пряники, которые называли «разгоняи», что должно было говорить о том, что пора расходиться по домам.