Весенний цикл у земледельческих народов начинается с приближением весны. В это время исполнялись обряды, которые символизировали изгнание зимы – богини мрака и смерти и встречу весны, которая несла свет и тепло. Название «Масленица» – позднее, оно появилось у русских потому, что в эти дни славяне ели много масленой пищи.
Масленица – самый весёлый и шумный русский праздник, в котором участвовали все от мала до велика.
В целом русская Масленица, например, XIX века представляла собой сложный комплекс, в котором можно выделить следующие компоненты:
- Проводы Масленицы (зажигание костров, проводы);
- Обычаи, связанные с молодожёнами;
- Катание с ледяных гор и на лошадях;
- Праздничная трапеза – блины;
- Поминание усопших родителей.
Следует отметить, что встреча Масленицы отмечалась не везде. А там, где её встречали, это проходило по-разному: пели песни о том, что Масленица приезжает, а иногда девушки выходили её встречать на возвышенность за селом. В понедельник дети, скатывались с гор, кричали: «Приехала!» или «Пришла Масленица».
Можно выделить два основных типа проводов Масленицы: а) костры; б) проводы обрядового чучела. Самый распространённый вид проводов в XIX-ХХ в. заключался в том, что в последней день Масленицы поздно вечером за деревней или в её центре жгли костры. Они знаменовали конец масленичного гуляния – это называлось «Жечь Масленицу». Для сожжения Масленицы собирали старые дрова, щепки, хворост, старую солому, старое тряпьё, также делали чучело из соломы, которое устанавливали на шесте или венике. Жгли и негодные смоляные бочки. В деревне Заозерье в середину костра вставляли шест с колесом, зажигали его, а потом прыгали. В южнорусских губерниях были распространены другие формы проводы Масленицы – поезд.
Самая характерная особенность масленичных костров – раскладывание их на высоком месте. Разжигание костров на возвышенности – след давних ритуальных костров в честь солнца.
Несомненным остатком солярного культа является и зажжённое колесо на шесте – его укрепляли на санях, когда провожали Масленицу.
Масленица – это всегда чучело из соломы в женской одежде, его возили или носили по деревне. В последней день Масленицу выносили за околицу и разрывали, реже сжигали, иногда топили. Во Владимировской губернии девушки хоронили Масленицу и устраивали поминальную трапезу в четверг.
Особое место масленичных обрядах отводилось молодым. Кроме обязательных визитов к родителям («к тёще на блины»), они должны были участвовать в ряде церемоний. Один из обычаев – катание молодожёнов с горок на салазках. Этот обычай долгое время сохранялся в Архангельской и Олонецкой губерниях.
Каждый молодожён обязан был прокатить свою жену. На вершине горки, с которой должны были скатиться молодые, собирались холостые парни, они всячески задерживали сани, требуя, чтобы молодая поцеловала мужа «подряд двадцать пять раз»; если она этого не делала сразу, то «ещё двадцать пять раз». Это называлось «солить рыжиков на пост».
Обычай катать молодых с гор бытовал во многих областях Центральной России. В некоторых сёлах Калужской области молодые вместе с девушками и парнями катались с гор на больших санях, которыми управляла «бедовая» старуха.
В орловской губернии существовал обычай «окатывания молодых». Это делали мужчины; они приходили в дома, где были молодожёны, волоча за собой борону зубцами вверх и покрытые ковром салазки. Войдя в дом, они поздравляли всех с Масленицей и просили молодых выйти на улицу, чтобы покатать. Молодой приглашал всех к столу. Поев, гости благодарили хозяев, усаживали молодого на салазки, а жену к нему на колени и везли по деревне, восхваляя молодых. Если же молодые угощали плохо, то их сажали на борону.
Почти везде молодые принимали участие в катании на лошадях.
Также бытовал обычай вываливать молодых в снегу. Все эти действия имели одну функцию – «демонстрацию любви». Примечательно то, что «солили», или «прокатывали» молодых, когда они гостили у родителей молодухи. Приезд молодых к тестю и тёще обставлялся определёнными церемониями.
Тёща ухаживала за зятем, готовила лучшие блюда, молодожёнов сажали за столом «на почётное место».
В некоторых местах был обычай катающихся вместе парня и девушку заставляли целоваться как молодожёнов.
Катанию с гор первоначально приписывали магическое действие – «кататься на долгий лён».
Для русской Масленицы характерна обильная, даже неумеренная еда и питье. Обязательно едой на масленице у русских были блины. Блины, по происхождению, – ритуальная еда, которая связана с культом предков. У русских блины – обязательная еда на похоронах и поминовении умерших родственников. Блины как обрядовая еда были только у русских, для украинцев и белорусов характерны вареники с творогом.
Некоторые исследователи в качестве отдельного обряда выделяют ряжение. Иногда это были типичные святочные маски: «старик», «старуха», ходили с козой, медведем, водили кобылу, девушки одевались в мужчин, а парни – в женщин и старух. Была ещё одна интересная традиция, которая бытовала в некоторых регионах России: дети и подростки ходили по домам с поздравлениями и перед избой пели песенки, а хозяйка давала им блины. Этот обряд был схож с рождественским и назывался «колядованием».
У украинцев Масленица (Масниця) праздновалась скромней.
Молодожёны ходили «на вареники» к родителям молодухи. На Украине отмечали Колодия. В проведения этого обычая были местные отличия, но суть была везде одна. Женщины праздновали Колодию всю неделю. В понедельник с утра они собирались в корчме. Одна из них клала на стол небольшое полено и пеленала несколькими кусками холста – это означало, что родилась колодка. Потом пили вино, поздравляли друг друга с рождением колодки. Уходя, колодку оставляли в корчме. Так продолжалось каждый день: во вторник колодка крестилась, в среду были покрестьбины, в четверг колодка умирала, в пятницу её хоронили, в воскресенье её «волочили», т.е. привязывали холостым парням к ноге, а те, в свою очередь, должны были откупиться. А Харьковской и Херсонской губерниях колодку привязывали к ноге матери холостого парня. На Масленицу начинали петь веснянки.
В Белоруссии Масленицу также отмечали всю неделю, ходили друг другу в гости, днём катались на санках, в субботу и в воскресенье – на лошадях с бубенцами и колокольчиками. Молодёжь на Масленицу повторяла колядные игрища. Также в эти дни важную роль отводили молодым, особенно молодухе. Распространён был обычай «возить» или «разувать» молодую. Так, в Могилевской губернии в воскресенье женщины и девушки собирались в условном месте и шли под ворота молодухи, которую вызывали особыми песнями:
Молодая, ты Марутка.
Выйдзи, выйдзи к нам.
Возьми сыра – родзиш сына.
Вынись мачку – родзиш дочку.
Молодая выходила и выносила крендели и сыр. На другой день опять приходили к молодой, сажали её на салазки и везли в корчу. Если молодая сопротивлялась, её ловили и сажали силой.
В статье использовался материал из книги В. К. Соколовой «Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов»