Если вы думаете, что традиционно-бытовые музыкальные инструменты давно остались в прошлом и покрылись пылью, что на них играют только пожилые и самобытные музыканты, проживающие в деревнях и сёлах, то вы глубоко заблуждаетесь! Народные традиционно-бытовые музыкальные инструменты популярны по сей день.

001На них играют не только в самодеятельных коллективах, а также активно используют в профессиональных ансамблях и оркестрах всех направлений. От классики до рока всё чаще можно услышать звучание таких инструментов: древнерусские гусли, продольные флейты, свирели, бубны, трещотки, деревянные коробочки, рубели, колотушки, ложки, сопель, дудки, глиняные свистульки, жалейки, волынки, пищалки, погремушки, жужжалки, фурчалки, ревуны, балалайки, домбры и др.

Различные народные музыкальные инструменты – это часть истории народного творчества. Их звучание способно раскрыть специфику нравов и обычаев, поведать многое о культуре своего народа. К примеру, русские народные инструменты через звучание обнаруживают яркий творческий нрав, темперамент и богатство русской души.

Огромное количество духовых, струнных и ударных инструментов говорит о культурном богатстве Древней Руси. Наслаждаясь звуками природы и впитывая её, народ создавал из различных подручных материалов нехитрые трещотки и свистульки, деревянные коробочки и дудки и др. Каждый ребёнок на Руси обладал навыками изготовления и умел играть на простых музыкальных инструментах. Это являлось неотъемлемой частью народной культуры и быта со времён Древней Руси. Многие из традиционно-бытовых музыкальных инструментов используются по сей день в том же виде. А некоторые были усовершенствованы и легли в основу народных оркестров.

002

Какое же место ложки занимают в музыке?

Деревянные ложки – не только столовый прибор для повседневного использования в быту, а русский, народный, ударный, музыкальный инструмент Древней Руси, выделяющийся своей самобытностью и оригинальностью.

003

Музыкальные деревянные ложки один из самых колоритных и узнаваемых инструментов славянского происхождения. Простейшими деревянными ударными приспособлениями, с помощью которых можно было отбивать незамысловатый ритм, славяне пользовались давным-давно. Старинные модели деревянных ложек изготавливали вручную из клёна и берёзы, они получались более толстостенными, эта была их особенность. Обладали низким и качественным звучанием. Для яркости инструмента поверхность расписывали различными узорами.

Известно, что первыми исполнителями игры на ложках были скоморохи и шуты, которые развлекали бояр своими задорными песнями и шутками. Также пастухи, охотники, воины и даже обычный сельский люд применяли их в праздновании различных событий, провождении ритуалов и обрядов. А в XVIII веке солдатские хоры и инструментальные ансамбли использовали ложки для ритмического сопровождения произведений.

В XIX – XX веках появились настоящие виртуозы, которых называли ложечниками.

004

Ложечник - человек, который играет на ложках, отбивает ритм, используя разнообразные приёмы. Конкретной школы игры на ложках не было у наших предков, нет её и сейчас. Качество игры зависело от чувства ритма и энергичности музыканта. Он использовал различные ударные движения, встряхивания, хлопки. Многие музыканты – ложечники прикрепляли к своим инструментам колокольчики и бубенчики, чем усиливали и украшали звучание. Их приглашали в инструментальные оркестры, своей игрой на ложках вносили в звучание национальной музыки уникальный колорит.

Нужно ли знать нотную грамоту, чтобы стать настоящим ложечником? Достаточно правильно держать ложки и освоить несколько простых техник игры на них.


005

Музыкант, который играет на ложках, сам регулирует звучание силой удара. Две ложки берут в правую руку, зажимая между пальцами. Ударяют по ладони левой руки или используют колено. Также можно играть тремя ложками. Правильно держать их необходимо следующим образом: первая (игровая) находится в правой руке, вторая, третья (веерные) зажаты между пальцами левой. Удары совершаются скользящим движением: исполнитель бьет по одной чашечке, сразу переходя на следующую. Играть можно, как стоя так и сидя, ложечник сам выбирает удобное положение. Разнообразие звуков добивались, делая параллельно удары о пол, тело, иные поверхности.

Музыкальные деревянные ложки по сей день остаются очень популярными, они являются неотъемлемой частью фольклорных и инструментальных ансамблей.

Что такое трещотка

Трещотка является неотъемлемой частью истории искусства Древней Руси, которая олицетворяет народные традиции. Изначально её использовали только на свадьбах, считалось что громкий трескучий звук отгонял злых духов от молодожёнов, а позже трещотку стали использовать на всех праздниках.

006Трещотка или трескотуха - это народный, ударный, шумовой, музыкальный инструмент. Он изготавливался из совершенно сухого дерева, желательно дуба — именно для того, чтобы сохранить музыкальные свойства инструмента. Также использовали клен и орех, а в качестве вспомогательных материалов применяли шнур или толстую леску. Почему же трещотка стала популярна? А ответ очень прост. Музыкантов привлекала простая конструкция и совсем несложная техника игры на трескотухе, в своих выступлениях они заменяли ею хлопки. Изначально на трескотухе играли только женщины: напевая песни, подтанцовывая, они свободно могли играть на этом инструменте. Он сохранился до нынешних времен благодаря тому, что техника изготовления передавалась через поколения.

В 1992 году под Новгородом при археологических раскопках были найдены остатки трещоток. Музыковед и реставратор, Владимир Иванович Поветкин предполагает, что остатки относятся к XII веку. Где и когда именно были изобретены трещотки определить невозможно.

Этот ударный музыкальный инструмент был популярен среди таких областей России: Тульская, Калужская, Новгородская, Курская, Ленинградская. Эти области до сих пор гордятся своими мастерами, занимающиеся изготовлением инструмента.

Трещотка по своей форме делится на пластинчатую и круговую. Пластинчатая трескотуха имела популярность в юго-западной части России, а круговая - в северо-западной.

007

Пластинчатые трещотки выглядят как набор дощечек одинаковой длины, скрепленные между собой. Размеры детали: длина – 13-18 см, ширина – 5-7 см, толщина – 5-6 мм. Для одного инструмента используют 12-20 дощечек. Из того же материала изготавливают прокладки, которые по размеру составляют 1/3 от длины дощечки.

Детали с одного конца просверливают, чтобы получилось два небольших сквозных отверстия. Через них поочередно пропускается дощечки, прокладки. Шнур завязывают в узел. Нынешние мастера деревянные прокладки заменяют на пластиковые бусины.

К главным деталям круговой трещотки относятся корпус и ручка, которые также изготовлены из дерева. Корпус – прямоугольная рама, размеры которой составляют 20х10, 20х5, 30х10 см. Одна из меньших сторон рамы отсутствует, через эту сторону пропускается рукоять, на которую крепиться корпус, зубчатая вставка и пластина. Иногда в инструменте было сразу несколько пластин, зубчатых вставок, тогда звук становился громче. Рукоять для рамки является осью, по которой она свободно вращается. При вращении язычок касается свободной стороной зубьев, в результате образуется трескучий звук.

Кроме формы, они отличаются друг от друга и принципом игры. Основные отличия зависят от количества пластинок и язычков. Размеры в основном делают стандартными, чтобы инструмент свободно держался в руке. Как же играть на трещотке. Новичку может показаться, что играть на трескотухе легко и просто, но неопытный музыкант сможет извлечь только раздражающие и громкие звуки.

Существует несколько техник игры на пластинчатой трещотке.

Стакатто. В этой технике музыкант держит трещотку на уровне груди, большими пальцами обхватывает петли, а свободными ударяет по крайним пластинам. Звук получается резким и дробным.

Дробь. Эта техника схожа с игрой на гармони, то есть поднимая один конец, второй остается в прежнем положении и так по очереди. В итоге инструмент издает мелодичный звук.

Чтобы научиться извлекать красивые и мелодичные звуки на круговой трещотке, нужно обладать хорошим слухом и знать свои тонкости. Когда держишь инструмент на уровне груди издается один звук, над головой – другой.

Трещотка сохранила свою главную функцию музыкального инструмента. Основными плюсами являются небольшой размер и простая техника игры. Ни один народный ансамбль не обходится без этого инструмента.

Слушать сегодня фольклорные коллективы и оркестры народных инструментов–  сплошное удовольствие. С помощью различных традиционно-бытовых музыкальных инструментов, они способны передать настроение русского человека и донести целую историю культурного наследия страны.008