Если песня «Священная война» стала фактическим гимном всей Великой Отечественной войны, то «День Победы» – это гимн нашей Великой Победы. В нём отразилось и безмерное всенародное ликование, и бесконечная скорбь по тем, кто не дожил до этого светлого, долгожданного дня. Невероятно, но появилась она только в 70-е годы – и сейчас невозможно представить, как целых три десятилетия после победоносного завершения войны наш народ жил без этой песни о празднике «со слезами на глазах».
Родившийся в 1920 году автор текста песни Владимир Харитонов принадлежит к когорте тех советских поэтов, кто надел солдатскую шинель, едва получив аттестат зрелости. В сотрудничестве со многими талантливыми композиторами Харитонов написал ряд полюбившихся народу песен, но песня «День Победы» стала главным произведением всей его жизни. «Песня эта мне очень дорога, – рассказывал Владимир Гаврилович. – О такой песне я давно мечтал и шёл к ней все эти 30 лет, минувшие от победных незабываемых залпов. Прибавьте к ним ещё пяток – с того самого довоенного сорокового, когда меня призвали в армию и одели в военную форму».
Воинскую службу Харитонов начал в Московском пехотном училище имени Верховного Совета РСФСР, а уже год спустя вместе с курсантами-кремлёвцами принял свой первый бой – в обороне у Волоколамского шоссе рядом с гвардейцами легендарной панфиловской дивизии. Потом были Сталинград, контузия, госпиталь, снова фронт… «На моих глазах погибали друзья-однополчане. До сих пор удивляюсь, как сам уцелел, дожил до Победы, – вспоминал Харитонов. – Обо всём этом и мечталось рассказать в песне, да всё никак не находил для неё главной строчки, той, что стала бы камертоном, определила бы весь её настрой и тональность».
И вот однажды раздался звонок из музыкальной редакции… Харитонов получил задание: написать песню ко Дню Победы – обязательно радостную. Харитонов обещал подумать, заметив при этом, что написать о войне и Победе сможет лишь то, что сам перечувствовал и пережил в ней. Слова «Это радость со слезами на глазах» пришли как озарение и стали отправной точкой к созданию всей песни. Не менее важной строчкой поэт считал ещё одну, родившуюся несколько позднее: «Этот день мы приближали, как могли…». Вот что Владимир Гаврилович говорил об этом ленинградскому журналисту Сидоровскому: «Эта мысль для меня очень важна: ведь именно так было с каждым моим соотечественником… Это и про мою маму, которая все четыре года работала медсестрой в госпитале. И про отца, заслужившего в ту пору орден Ленина. И про мою жену, которая, тогда ещё совсем девчонка, тушила на крыше зажигательные бомбы. И про её отца, сложившего голову в рядах народного ополчения…». И ещё один важный акцент был сделан в песне – на том, сколько юных ребят ушли на фронт и сколько из них не вернулось домой. «Здравствуй, мама, возвратились мы не все, босиком бы пробежаться по росе!..». «Как часто грезилось нам, – писал Харитонов, – измотанным, пропыленным: сбросить бы кирзу, хоть совсем ненадолго, и, словно в детстве, босиком, – по траве, по лужам… Ведь совсем ещё недавно солдаты были мальчишками…».Стихи были написаны, и поэт отдал их молодому композитору Давиду Тухманову. По словам Тухманова, ему сразу же захотелось сделать эту песню в жанре старинного русского марша – подобную музыку исполняли духовые оркестры, когда в 41-м провожали на вокзалах бойцов, а потом, в 45-м, встречали вернувшихся с войны. «Сам я, естественно, не был ни свидетелем, ни, тем более, участником тех событий, – говорит композитор, родившийся в 1940 году. – Но, рано приобщившись к музыке, я воспитывался в атмосфере мелодий, которые постоянно звучали в первые послевоенные годы. Вероятно, чисто эмоционально где-то внутри это отложилось». Следует добавить – не последнюю роль сыграло то обстоятельство, что Тухманов, успешно окончив композиторское отделение Гнесинского института, был призван в армию, и там прошёл хорошую песенную школу в первоклассном армейском художественном коллективе – Ансамбле песни и пляски Московского военного округа. Знакомство с «живым» оркестром, ежедневные оркестровые репетиции, работа над хоровыми и оркестровыми партитурами лучших военно-песенных произведений – всё это способствовало становлению будущего композитора-песенника, и, безусловно, пригодилось при создании музыки к «Дню Победы».
Впервые эта песня прозвучала в исполнении Леонида Сметанникова в праздничном выпуске телевизионного «Голубого огонька», посвящённого 30-летию Победы. Однако широкого отклика она изначально не вызвала – лишь спустя полгода, на традиционном концерте к Дню советской милиции «День Победы» спел Лев Лещенко в сопровождении эстрадно-симфонического оркестра под управлением Юрия Силантьева. В этот раз песня мгновенно стала всенародной и остаётся таковой по сей день. Радостная, жизнеутверждающая песня, которую невозможно слушать без слёз. Именно так, как почувствовал её автор, и как ощущает внутри себя этот великий праздник каждый из нас.
Программа подготовлена по материалам научной библиотеки Донецкого республиканского краеведческого музея