Старейший профессиональный народный хор России, называемый творческой лабораторией фольклористики, – Государственный академический русский народный хор имени М.Е. Пятницкого – в годы Великой Отечественной войны активно помогал фронту, ведя творческую деятельность в составе концертных бригад. Песня коллектива «Ой, туманы мои» стала своеобразным гимном всего партизанского движения. А сразу же после войны хор Пятницкого стал одним из первых советских творческих коллективов, кому было доверено представлять Россию за рубежом.

 

ownerХор был основан в 1911 году выдающимся исследователем, собирателем и пропагандистом русского народного творчества Митрофаном Ефимовичем Пятницким, который впервые представил традиционную русскую песню в том виде, в котором она веками исполнялась народом. Отыскивая талантливых народных певцов, он стремился ознакомить широкие круги городской публики с их вдохновенным мастерством и донести всю художественную ценность русской народной песни.

Первое выступление хора в составе 18 крестьян из Воронежской, Рязанской и Смоленской губерний состоялось 2 марта 1911 г. на малой сцене Благородного собрания (ныне Дом Союзов) Москвы. Этот концерт высоко оценили С. Рахманинов, Ф. Шаляпин, И. Бунин. После восторженных публикаций в печатных изданиях тех лет популярность хора стремительно возрастала и дошла до самого Кремля: в 1918 году по указу В. И. Ленина все участники крестьянского хора были перевезены в Москву, а в 1920-х годах коллектив уже гастролировал по многим регионам страны.

Спустя 2 года после смерти Пятницкого, в 1929 году, на фоне коллективизации развернулась кампания под лозунгом «Нам не нужен хор с песнями кулацкой деревни. Новой деревне – новые песни». Ситуация разрядилась с приходом в 1931 г. талантливого композитора, народного артиста СССР Владимира Григорьевича Захарова – под его руководством коллектив прошёл и весь период Великой Отечественной войны, и первое послевоенное десятилетие. При Захарове в репертуаре хора появляются авторские песни, каждая из которых — жемчужина в золотом фонде советской музыкальной культуры. Большая часть их была написана на стихи Михаила Исаковского, Александра Твардовского, Сергея Михалкова. Многие из них стали по-настоящему народными. Захаров считал песенное искусство «большой ответственной трибуной» и относился к нему чрезвычайно строго. Не терпящий скороспелости, в год за редким исключением он писал две-три песни – но всегда легко, заразительно и, как правило, в нескольких вариантах. Бывали случаи, когда песня «не шла» —тогда она возвращалась на письменный стол для доработки, а в иных случаях и в ящик стола — «для архива».

В годы Великой Отечественной войны хор имени Пятницкого ни на один день не прекращал своей творческой деятельности. Популярными в то время были прямые трансляции концертов из студии Дома звукозаписи, которые слышали в тылу и на фронтах – рядовые и командиры, лётчики и моряки… Регулярно хор выезжал и на передовую, выступая в составе фронтовых концертных бригад. Он стал одним из немногих творческих коллективов, принимавших участие в праздновании Великой Победы 9 мая 1945 г. в Москве, более того – именно хор Пятницкого в этот исторический день открывал торжества. «Я работаю в коллективе уже более 40 лет и помню рассказы артистов – они без слёз не могли вспоминать, как после объявления хора в воздух полетели пилотки, бескозырки и фуражки воинов, только-только вернувшихся с полей сражений. Так они приветствовали любимых артистов. Чудом дошел до наших дней 45-секундный видеоролик того выступления. Эти кадры действительно потрясают», – рассказывает художественный руководитель Хора имени Пятницкого, народная артистка России Александра Пермякова.

В архивах коллектива бережно хранятся подшивки фронтовых писем в адрес хора Пятницкого, полученных в период с 1941 по 1945 год. Солдатские «треугольники» от благодарных слушателей летели нескончаемым потоком по лаконичному адресу: «В Хор Пятницкого» – и, что невероятно, доходили до адресата. «Люди в условиях ожесточённых боёв и ежеминутного риска просили, чтобы песни в исполнении хора звучали как можно чаще, – говорит Пермякова. – Вот, например: «Уходим в бой, у нас в землянке чёрный репродуктор, из него звучат песни в вашем исполнении. Пойте, пожалуйста, чаще... А когда последний фашист ляжет в землю или поднимет вверх свои «грабли», мы на празднике Победы встанем рядом с вами в строй, как с нами в бой шли ваши песни. Лейтенант Кувшинов». Вот телеграмма, датированная концом 1941 года: бойцы поздравляют хор имени Пятницкого с Новым годом. Или вот: с фронта пишут участники художественной самодеятельности одной из воинских частей. Знаете, о чем они просят? Прислать ноты и слова самых популярных народных песен из репертуара хора – «Ой, как трудно расставаться», «Милые девчоночки, проболело мое сердце до самой печёночки». И вот, смотрите, на письме резолюция: «Послан сборник В. Захарова» тогдашнего художественного руководителя хора. И это – в разгар войны!..», – комментирует Пермякова. Руководитель легендарного хора подчёркивает: эти письма помогают и ей, и всем членам коллектива сохранять традиции: «Без глубокого понимания истинных ценностей работать невозможно».

ЗахаровВ биографии Владимира Захарова особое место занимает наш  Донецкий край – не всем известно, что будущий народный артист Советского Союза и руководитель всемирно известного коллектива появился на свет именно на территории современного Донецка. «Владимир Григорьевич Захаров родился 5 (18 — по новому стилю) октября 1901 года, как записано в официальных справочниках, — при руднике на Богодуховой балке Таганрогского округа Области Войска Донского. Эта территория относится сейчас к современному Будённовскому району города Донецка. Напомним, во времена Российской империи по реке Кальмиус проходила административная граница между Екатеринославской губернией и Областью Войска Донского. Таким образом, тот же посёлок Юзовка входил в состав губернии, а указанный выше рудник при Богодуховой балке – к административно-территориальной единице уже донских казаков. Но, безусловно, это абсолютно достоверный факт, что будущий композитор и хоровой дирижер является уроженцем донецкого края. Документальным подтверждением этого является метрическая запись о его рождении, хранящаяся в Государственном архиве Донецкой Народной Республики в фонде Успенской православной церкви при Богодуховой балке Донской консистории», — рассказывает известный донецкий журналист-краевед Анатолий Жаров.

Метрическая запись за № 295 гласит, что 5 октября (по старому стилю) рождён, а 21 числа того же месяца крещён мальчик, наречённый именем Владимир. Новорожденный был сыном крестьянина Смоленской губернии, Юхновского уезда, Рубихинской волости, деревни Семеновской Григория Николаевича Захарова и его законной жены Евдокии Семеновны, оба родителя православного вероисповедания. В официальной биографии будущего композитора сказано, что его отец был горным штейгером на руднике. В «метрике» эти сведения не значатся, зато названы имена и фамилии крёстных Владимира Захарова. Ими были: Екатеринославской губернии, города Бахмута крестьянин Алексей Иванович Зинченко и Харьковской губернии, города Изюма мещанка Дмитрия Федотовича Пушкарёва жена Таисия Васильевна. Документально зафиксировали рождение и провели обряд крещения Владимира Захарова первые священнослужители Успенской церкви на рудниках при Богодуховой балке — священник Александр Александрович Матвеевский с псаломщиком Александром Павловичем Моисеевым. Свято-Успенская православная церковь была первым храмом Донской стороны на территории современного города Донецка.метрическая запись

Как  утверждает Анатолий Жаров, ещё при жизни Владимира Захарова, в 1953 году, хор имени Пятницкого приезжал на гастроли в Сталинскую область – в частности, артисты дали концерт в Еленовке. Может быть, и Владимир Григорьевич тогда побывал в местах своего детства… Но это — предмет дополнительного исследования. Увы, в бытность независимой Украины имя композитора Владимира Захарова в Донбассе упоминалось не столь широко. Однако ныне, в Донецкой Народной Республике, историческая справедливость восстановлена. В частности, биографическая информация о Владимире Захарове вошла в изданный в 2016 году Министерством культуры ДНР фотоальбом «Земляки», в котором собраны сведения о выдающихся уроженцах Донбасса.

В контексте связи творчества Хора имени Пятницкого с темой Великой Отечественной войны стоит сказать о преемнике Владимира Захарова на посту руководителя коллектива – народном артисте СССР Валентине Левашове (1915 – 1994). Композитор, хоровой дирижёр, с первых дней Великой Отечественной войны он работал в красноармейских ансамблях песни и пляски. В 1945–1949 годах руководил Матросским эстрадным оркестром Ленинградского тыла Военно-Морского Флота, Матросским ансамблем песни и пляски Краснознамённой Амурской флотилии. В 1954 году Валентин Левашов возглавил Сибирский народный хор, который быстро выдвинулся в число лучших хоровых коллективов страны, а в 1962 г. Левашову предложили возглавить старейший хор имени М.Е. Пятницкого в Москве. Титаны отечественной музыкальной культуры Арам Хачатурян и Дмитрий Шостакович увидели в нём достойного продолжателя традиций – и не ошиблись. При Левашове знаменитый коллектив побывал на гастролях почти в тридцати странах. И всюду артисты с радостью видели, как русская песня помогает людям лучше узнать наш народ, его душу. Широкий ряд песен композитор посвятил теме воинской славы, воспоминаниям военных лет: «Солдаты, герои мои», «О чём задумались поля», «Это было в 43-м», «Бери шинель, пошли домой» и многие другие. За создание песен военной тематики Валентин Левашов был удостоен почётной награды – серебряной медали и премии имени А.В. Александрова. пластинка

 

Материал подготовлен в рамках культурно-просветительского проекта «Артисты Победы»: из истории фронтовых бригад» Заслуженного государственного академического ансамбля песни и танца «Донбасс». Следите за выпусками проекта по хештегам #КУЛЬТУРА_ДОНБАССА_ДЛЯ_ВАС и #АртистыПобеды.

При подготовке данной статьи использованы материалы официальных сайтов Министерства культуры ДНР, Русского народного хора имени М.Е. Пятницкого, ресурсов РИА Новости, «Российская газета» и «Новосибирский краеведческий портал»