Русский народный танец во всей полноте способен отразить широту души и красоту образов простых людей, живших и трудившихся на нашей земле. Уходя корнями в древность, хореография славян создавалась из ритуалов и обрядов, трудовых будней и праздников, отображала явления природы и человеческий быт.

Такой подход помогал видеть прекрасное в обыденном и подмечать тонкости простых житейских вещей, превращая их в движения танца. Русский народный танец имеет целый ряд видов, каждый из которых достоин отдельного внимания.

Русская народная пляска. Её особенностью является импровизация и нарастающая сложность движений с каждым тактом. Посмотреть на зрелище, а то и поучаствовать в нём собирался весь окрестный люд. И хотя в центре внимания могли быть не большая группа исполнителей, а всего один-два человека, зрители долго не расходились и нередко присоединялись к танцорам, также пускаясь в пляс.

Существует сразу несколько вариантов плясок, разнящихся по виду аккомпанемента, песни, количеству участников, жанру и посылу. Хореографические фигуры могли быть парными, массовыми и одиночными. А вот поводов для затеи и вовсе было не счесть — от ритуального праздника, весёлой ярмарки до свободной минутки после или во время работы. Самыми популярными видами русской народной пляски считаются «барыня», «камаринская», «трепак», «топотуша», «бычок», «матаня».

Перепляс. Ключевая особенность этого вида состоит в том, что в его основе заложена конкуренция: один или несколько участников стараются «перетанцевать» друг друга всеми возможными способами. В наиболее распространенной вариации исполнители поочерёдно демонстрировали элементы, которые соперник должен был в точности повторить. Если у него не хватало сноровки, он отправлялся к «проигравшим». Также случались переплясы, целью которых было не повторить, а показать новое движение, а выигрывал тот, у кого их было больше в запасе. Танцевали и «на убой» — пока соперник не упадёт от усталости. При этом дойти до финального этапа соревнований нужно было достойно и с улыбкой.

Русский хоровод. Данный вид искусства зародился во времена язычества, когда фундаментальная составляющая уклада простого славянина базировалась на ритуальном почитании природных сил и явлений. Со времён обрядовых праздников практика водить хороводы и взяла своё начало. Круг в глазах людей того времени символизировал Коло Сварога — жизненный цикл в руках бога солнца и всего существующего. Кроме того, древний предок считал священным единение семьи и крепость родства, поэтому в танце в обязательном порядке все участники держатся друг за друга. По сей день в хореографии используют различные виды связи: держатся за руки, кладут ладонь на плечо, скрепляют мизинцы, берутся за платок, венок, пояс соседа или соседки.

Со временем народ отошёл от языческих верований, а вот танец сохранился. Это достаточно сложный вид хореографии, при котором мало знать движения, – необходимо отшлифовать каждый переход, чтобы общая картина была плавной и гармоничной.

Русская кадриль. Этот бальный парный танец имеет французские корни, причём возник он в сельской местности. Его название буквально переводится как «группа из четырёх человек», так как две или четыре пары образуют при постановке квадрат. Русская кадриль отличается самобытностью — в ней присутствуют специфические переходы и элементы. Некоторые были взяты из других народных танцев и плясок, другие были выдуманы исполнителями и закрепились со временем, став классикой. Выделяют как старинные виды кадрили, которые появились сразу же после введения Петром I танца в список придворных бальных (московская, ярославская, уральская), так и более современные (волжская, калининская).

Игровые русские народные танцы. Нередко, помимо общего сюжета, в хореографических фигурах присутствовали конкретные персонажи, разыгрывалась постановка, а в истории были представлены все элементы драматургии произведения: завязка, конфликт, развитие действия и развязка. Главные герои активно использовали актёрские навыки, а кроме движений, в ход шли мимика и второстепенные жесты.

Народный танец с медведями. Славяне чтили этих животных и обращались к ним в своих ритуалах. Если королём саванны был лев, то наши предки были знакомы только с лесным обитателем и, безусловно, считали его сильнейшим представителем фауны. В хореографии обряд воплотился иным образом — один или два участника наряжались в шкуры или костюмы медведей, а другие танцоры с удалью пытались их «разозлить», прыгая и выплясывая вокруг.

Говоря о разнообразии русской народной хореографии, нельзя не сказать и об особенностях исконной русской одежды. Сколь велико количество народностей, проживающих на нашей земле, столь много и национальных костюмов. Собирательный образ, знакомый нам с детства, подчёркивает основные черты славянского наряда. Для девушек это кокошник или лента на голове; белая рубашка, рукава которой украшены разнообразными орнаментами; широкий сарафан трапециевидной формы. Мужская одежда отличалась в зависимости от своего предназначения – повседневной работы либо «выхода в свет». Однако если говорить о базовом костюме, то его неотъемлемой частью остаются чёрный картуз, украшенный цветком, рубаха-косоворотка, штаны тёмного цвета в светлую полоску, широкий тканый пояс и сапоги.

Бесспорно, что в наши дни русский национальный танец продолжает жить и развиваться, оказывая активное влияние на современную хореографию. Физическая подготовка позволяет занимать танцорам-«народникам» призовые места на профильных конкурсах. Молодые таланты вводят традиционные элементы в другие жанры хореографии, создавая удачный симбиоз и поражая воображение зрителей. А опытные представители профессии не дают угаснуть интересу к традиционному  народному творчеству нашей необъятной России.

Безусловно, лексика русского народно-сценического танца широко представлена в репертуаре и нашего ансамбля «Донбасс». Это хореографические композиции «Утушка луговая», «Русская зима», «Барыня», «Шла девица», «Деликатная кадриль», «Пряники», «Печки-лавочки», хоровод «Липа вековая». И, конечно, это искромётная «Калинка» с русским медведем, которой наш коллектив традиционно под зрительские овации завершает свои концертные программы.

Следите за нашими выпусками на портале «Культура Донбасса», канале «YouTube», в социальных сетях «ВКонтакте» и «Фейсбук». Ищите наши выпуски по хештегам #КУЛЬТУРА_ДОНБАССА_ДЛЯ_ВАС и #PROтанцы_с_Донбассом.