В современном мире, где образование часто сводится к сухой передаче знаний, особенно остро встаёт вопрос о воспитании души. Как создать условия, чтоб из просто образовательного учреждения школа становилась настоящим центром притяжения, источником культуры и духовного роста? Ответ на этот вопрос успешно продемонстрировали Донецкий республиканский академический театр кукол и Донецкий лицей № 12, чьё сотрудничество вылилось в настоящее культурное событие города – премьеру спектакля «Уроки французского».
Этот проект – закономерный результат целенаправленной работы, философии и искренней любви к детям. Лицей № 12, один из крупнейших в районе, в котором учатся более семисот ребят, давно взял курс на концепцию «Школа как центр социума». Здесь понимают, что стены учебного заведения должны быть проницаемы для всего самого светлого, интересного и познавательного, что есть в обществе. И ключевым элементом этой стратегии стало привлечение партнёров со схожими убеждениями, среди которых особое место занял Донецкий театр кукол.
Отправной точкой для серьёзного совместного проекта стал школьный семейный театр «На БИС у Бизбиз», созданный в 2023 году. В этом творческом объединении плечом к плечу творят 25 ребят и более 10 их родителей. Такой формат стирает границы между поколениями, создаёт уникальную атмосферу доверия и общей цели. Руководит юным коллективом Светлана Константиновна Крицкая, советник директора по воспитанию, чья энергия и преданность делу стали локомотивом многих начинаний.
В сентябре 2024 года сотрудничество вышло на принципиально новый уровень – был подписан официальный договор между лицеем и театром кукол. И, если за год были проведены мастер-классы, экскурсии и творческие встречи, то спектакль «Уроки французского» стал первым полноценным художественным высказыванием, рождённым в этом творческом тандеме.
Выбор произведения Валентина Распутина глубоко символичен. Это история не столько о французском языке, сколько об уроках человечности, доброты и самопожертвования. Перенести эту сложную, психологически насыщенную прозу на сцену людям, только знакомящимся с театральным искусством – задача архисложная. И здесь на помощь любителям пришли настоящие профессионалы.
Театр кукол стал художественным наставником, бережно ведущим семейный театр по новому, незнакомому пути. Каждое направление в работе над спектаклем курировали мастера театра:
- Режиссёр Виталий Маринков помогал в работе над сценарным замыслом и общим решением спектакля.
- Художник Елена Зарби-Гальчук создала визуальный образ и сценографическое решение.
- Хореограф Елена Жагло оттачивала пластику актёров и хореографические элементы постановки.
- Педагог по сценической речи Ирина Оксенюк работала над дикцией и сценической подачей текста.
- Артист Роман Мишин не только делился секретами актёрской игры и помогал лицеистам находить органику в исполнительском мастерстве, но также исполнил в спектакле роль автора рассказа – Валентина Распутина.
Сотрудники театра сопровождали команду лицея на всех этапах: от формирования идеи и написания сценария, до финальных репетиций и премьерного показа. Это важные уроки не только театрального мастерства, но и ответственности, командной работы, уважения к труду.
Конечно, стоит сказать, что жизнь лицея № 12 не вращается исключительно около театра – круг интересов лицеистов значительно шире. Учебное заведение ведёт чрезвычайно активную и разностороннюю деятельность. Ярким примером служит участие в международном проекте Агентства Стратегических Инициатив «Классная страна». В его рамках творческая группа лицея разработала туристический образовательный маршрут «Патриотический форпост». Знаково, что маршрут включал в себя, помимо посещения музеев и памятных мест Республики, экскурсию по Донецкому театру кукол и просмотр патриотического спектакля-концерта «Под звуки канонады». Кроме того, в мае 2025 года, в рамках проекта «Классная встреча» от «Движения первых», лицей пригласил в гости режиссёра постановки. Такие события показывают, что интерес к искусству среди молодежи не только существует, но и активно поддерживается и развивается.
Премьера «Уроков французского» – яркий акцент в продолжительном и необходимом процессе воспитания через искусство. Это наглядный пример того, что когда школа и учреждение культуры объединяют усилия, рождается синергия, способная дать детям неизмеримо больше, чем просто сумма знаний. Они получают опыт сопереживания, работы в команде, прикосновения к качественной литературе и понимание, что доброта и человечность – не абстрактные понятия, а то, что можно и нужно воплощать в жизнь, как на сцене, так и за её пределами.
Виталий Маринков
2025