Дончане, заставшие наш край до нынешних боевых действий, наверняка помнят, как отправлялись с тогда ещё работающего железнодорожного вокзала фирменные поезда – не просто так, а под задушевные песни о Донецке и Донбассе. В их числе была «Шахтёрская лирическая», или «В чистом небе донецком» (как вариант, «в светлом») – в народе её чаще обозначают именно так, по словам первой строчки. Песня-символ – любимого края, мирной жизни и непростого шахтёрского труда, о котором даже в таком на первый взгляд мягком произведении говорится с глубокой философией: «Только тот ценит солнце и высокое небо, кто поднялся с зарёй на-гора». Что и говорить, во все времена жители Донбасса знали, чего стоят естественные, казалось бы, вещи, которые в силу своей естественности далеко не всегда замечаются…


Эта же песня, кстати, звучала не только на донецком вокзале – она стала своеобразным позывным и для жителей Артёмовска: был период, когда мелодией «В чистом небе донецком» знаменовали начало трудового дня башенные часы на центральной площади города. Так что произведение это – не просто песня, а неотъемлемая часть истории Донбасса.
Ещё большей знаменательности «Шахтёрской лирической» придаёт тот факт, что она прозвучала в фильме о работе горняков, снятого на донецкой шахте, а написана была «по заказу» Анатолия Ушкарёва, в 1960-е годы занимавшего пост художественного руководителя и главного дирижёра Шахтёрского ансамбля, как тогда назывался Заслуженный государственный академический ансамбль песни и танца «Донбасс».

«С Анатолием Ушкарёвым мы вместе учились до войны, вместе были в эвакуации, окончили одну и ту же консерваторию, – вспоминал в своей книге «Жизнь моя музыка» композитор Александр Флярковский. – В начале 60-х годов Ушкарёв был художественным руководителем Донецкого шахтёрского ансамбля. По его просьбе с поэтом Анатолием Лядовым написали мы «Шахтёрскую лирическую». Прошло более десяти лет, и режиссёр-документалист Игорь Беляев пригласил поработать с ним над фильмом «Шахтёры», но с обязательным условием – вставить в картину «Шахтёрскую лирическую» (в фильме её исполняет солист Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Георгий Дударев – авт.). Вскоре работа была завершена, и мы поехали в Донецк на шахту № 17-17 бис к тем, кто был «виновником» появления фильма.
Стояла чудесная весна. Попав впервые в Донецк, я был поражен красотой и зелёным убранством города – такого обилия цветов я не видел ни в одном городе. А люди какие – открытые, доброжелательные, горазды на улыбку!.. И вот мы в шахте: перед вечерним просмотром надо же побывать в 5-й западной лаве, на глубине 1200 метров, там, где шли съёмки, где всё «случилось». На месте я слышу, как шахтёры, работая, «рубая уголёк», напевают «Шахтёрскую лирическую»… А вечером состоялся просмотр фильма с обсуждением, затянувшимся надолго».

По воспоминаниям Флярковского, шахтёры очень высоко оценили картину, и решением общего собрания рабочих участка создатели картины и автор песни были зачислены в бригаду. А сама песня вскоре была выпущена миллионным тиражом на пластинке фирмы «Мелодия» (в составе сборника песен о Донбассе «Донецкий сувенир»), разлетелась по всей стране и завоевала всенародную любовь. И, конечно же, она вошла в постоянный репертуар ансамбля «Донбасс» и по сей день регулярно исполняется на концертах коллектива – как в рамках тематических программ, посвящённых шахтёрским праздникам, так и в гастрольных поездках за тысячи километров от дома, выступая своеобразной визитной карточкой ансамбля, знаком его принадлежности к мужественному краю, знающему цену миру, жизни и труду.

В качестве музыкальной иллюстрации предлагаем вам послушать запись песни в том самом кинематографическом исполнении Георгия Дударева, а также современный вариант в исполнении солиста ансамбля «Донбасс» Анатолия Миняйло.

Продолжение следует.