Приближается День шахтёра – главный праздник Донбасса, который в нынешнем году отмечается 27 августа!
В честь этого события ансамбль песни и танца «Донбасс», ранее известный как Шахтёрский ансамбль песни и пляски и удостоенный почётного знака «Шахтёрская слава» I степени, запускает цикл материалов «Песни ДОНБАССА», посвящённых всенародно любимым песням шахтёрской тематики из репертуара коллектива!
Истории о песнях, не стареющих уже которое десятилетие, читайте ежедневно на протяжении всей предпраздничной недели на ресурсах ансамбля и портале «Культура Донбасса». Сегодня вашему вниманию — первый выпуск, посвящённый легендарному произведению «Спят курганы тёмные».
***
«Спят курганы тёмные, солнцем опалённые…» – с первых слов этой песни перед глазами возникают «донбасские горы» – угольные терриконы, и слушатель невольно погружается в атмосферу шахтёрского края, утомлённого степной жарой и погрузившегося в крепкий сон после нелёгкой трудовой смены. Несомненно, чтобы создать такой эффект присутствия, нужен недюжинный талант. Больше 80 лет назад случилась встреча двух мастеров как раз с таким талантом, в результате чего и родилось произведение, которое часто называют неофициальным гимном шахтёров. В сольном ли, хоровом ли исполнении, но ни один шахтёрский праздник, ни одно донбасское застолье невозможно представить без «Курганов» (и даже уличные часы на донецком главпочтамте «отбивали» и ещё будут отбивать точное время именно этой песней). Да и не только в Донбассе эта песня пришлась по душе слушателям – она быстро разлетелась по всему постсоветскому пространству и исправно поётся уже которым поколением наших соотечественников.
Впервые «Спят курганы» услышали зрители, пришедшие в кино на премьеру фильма «Большая жизнь» в предвоенном 1940 году. Снял фильм наш земляк, мариупольчанин Леонид Луков, доверивший написание будущего «хита» молодым, но уже на тот момент хорошо зарекомендовавшим себя авторам – композитору Никите Богословскому и поэту Борису Ласкину. «При первой же встрече Луков категорически потребовал такой песни, которая непременно бы «вошла в шахтёрские души» и полюбилась бы на долгие годы, – вспоминал потом Богословский. – Представляете, каким трудным и ответственным заданием это было для молодого музыканта, делающего только свои первые шаги в сложном мире киномузыки? Да и вообще, за всё время моей последующей многолетней работы в кинематографе я вновь и вновь убеждался в том, что успех музыки и песен предугадать невозможно: иногда произведения, на которые я возлагал большие надежды, не вызывали даже малейшего резонанса».
Здесь «резонанс» получился стопроцентным, однако композитору пришлось изрядно покорпеть над будущим шедевром, да что там покорпеть – выстрадать! А вот его соавтор Ласкин написал текст песни сразу «на чистовик»: стихи были приняты режиссёром без единой правки. Это, к слову, ещё больше осложнило творческую задачу для Богословского: не просто написать музыку, а написать её под уже готовый стихотворный размер – что-либо менять в нём Луков категорически запретил. В итоге композитор набросал аж 43 варианта мелодии – увы, все они не сохранились, поскольку были отвергнуты режиссёром. В какой-то момент уже почти отчаявшийся Богословский (с которым Луков уже было хотел расторгнуть договор) машинально перебирал клавиши, как вдруг «поймал» нужный мотив – это был будущий припев. И свершилось чудо: через каких-то полчаса мелодия была готова целиком!
Забегая вперёд, скажем, что творческие муки композитора впоследствии были сполна вознаграждены в прямом и переносном смысле: Никита Богословский стал кавалером почётного знака «Шахтёрская слава» (то есть имел «Славу» всех трёх степеней) и был очень дружен с шахтёрами, которые однажды подарили ему кусок антрацита с памятной надписью и фрагментом той самой песни. Собственно, эта дружба как раз и началась с написания «Курганов», завоевавших шахтёрские сердца. А сам фильм «Большая жизнь» весной 1941 года удостоился Сталинской премии.
Первым исполнителем песни, кстати, стал не Марк Бернес, как многие думают, а Лаврентий Масоха, наряду с Бернесом сыгравший в картине одну из ведущих ролей. А Марк Бернес, изначально желавший исполнять её в фильме, вскоре после премьеры спел «Курганы» на студии, и этот вариант, с пластинки, стал наиболее распространённым в народе. А потом про степь донецкую пели Юрий Богатиков и Владимир Макаров (оба на заре своей карьеры были солистами Шахтёрского ансамбля песни и пляски – нынешнего Заслуженного государственного академического ансамбля песни и танца «Донбасс»), а потом – незабвенный наш земляк Иосиф Кобзон… Излишне говорить, что «Спят курганы тёмные» по сей день находится в репертуаре ансамбля «Донбасс», регулярно исполняется на концертах, и всякий раз её с улыбкой подхватывают зрители. И сегодня, открывая этим материалом цикл «Песни ДОНБАССА», мы предлагаем вам послушать легендарную песню в двух версиях: ретро – в исполнении вышеупомянутого Владимира Макарова и современную – в исполнении солиста ансамбля «Донбасс» Евгения Васькина.
Впервые «Спят курганы» услышали зрители, пришедшие в кино на премьеру фильма «Большая жизнь» в предвоенном 1940 году. Снял фильм наш земляк, мариупольчанин Леонид Луков, доверивший написание будущего «хита» молодым, но уже на тот момент хорошо зарекомендовавшим себя авторам – композитору Никите Богословскому и поэту Борису Ласкину. «При первой же встрече Луков категорически потребовал такой песни, которая непременно бы «вошла в шахтёрские души» и полюбилась бы на долгие годы, – вспоминал потом Богословский. – Представляете, каким трудным и ответственным заданием это было для молодого музыканта, делающего только свои первые шаги в сложном мире киномузыки? Да и вообще, за всё время моей последующей многолетней работы в кинематографе я вновь и вновь убеждался в том, что успех музыки и песен предугадать невозможно: иногда произведения, на которые я возлагал большие надежды, не вызывали даже малейшего резонанса».
Здесь «резонанс» получился стопроцентным, однако композитору пришлось изрядно покорпеть над будущим шедевром, да что там покорпеть – выстрадать! А вот его соавтор Ласкин написал текст песни сразу «на чистовик»: стихи были приняты режиссёром без единой правки. Это, к слову, ещё больше осложнило творческую задачу для Богословского: не просто написать музыку, а написать её под уже готовый стихотворный размер – что-либо менять в нём Луков категорически запретил. В итоге композитор набросал аж 43 варианта мелодии – увы, все они не сохранились, поскольку были отвергнуты режиссёром. В какой-то момент уже почти отчаявшийся Богословский (с которым Луков уже было хотел расторгнуть договор) машинально перебирал клавиши, как вдруг «поймал» нужный мотив – это был будущий припев. И свершилось чудо: через каких-то полчаса мелодия была готова целиком!
Забегая вперёд, скажем, что творческие муки композитора впоследствии были сполна вознаграждены в прямом и переносном смысле: Никита Богословский стал кавалером почётного знака «Шахтёрская слава» (то есть имел «Славу» всех трёх степеней) и был очень дружен с шахтёрами, которые однажды подарили ему кусок антрацита с памятной надписью и фрагментом той самой песни. Собственно, эта дружба как раз и началась с написания «Курганов», завоевавших шахтёрские сердца. А сам фильм «Большая жизнь» весной 1941 года удостоился Сталинской премии.
Первым исполнителем песни, кстати, стал не Марк Бернес, как многие думают, а Лаврентий Масоха, наряду с Бернесом сыгравший в картине одну из ведущих ролей. А Марк Бернес, изначально желавший исполнять её в фильме, вскоре после премьеры спел «Курганы» на студии, и этот вариант, с пластинки, стал наиболее распространённым в народе. А потом про степь донецкую пели Юрий Богатиков и Владимир Макаров (оба на заре своей карьеры были солистами Шахтёрского ансамбля песни и пляски – нынешнего Заслуженного государственного академического ансамбля песни и танца «Донбасс»), а потом – незабвенный наш земляк Иосиф Кобзон… Излишне говорить, что «Спят курганы тёмные» по сей день находится в репертуаре ансамбля «Донбасс», регулярно исполняется на концертах, и всякий раз её с улыбкой подхватывают зрители. И сегодня, открывая этим материалом цикл «Песни ДОНБАССА», мы предлагаем вам послушать легендарную песню в двух версиях: ретро – в исполнении вышеупомянутого Владимира Макарова и современную – в исполнении солиста ансамбля «Донбасс» Евгения Васькина.
Продолжение следует!