В разные годы в Заслуженном государственном академическом ансамбле песни и танца «Донбасс», ранее носившем название «Шахтёрский», работала целая плеяда ярких мастеров хореографии, чей вклад в репертуар коллектива сохраняет актуальность по сей день – невзирая на то, что постановкам их авторства уже по нескольку десятилетий. Десятый, заключительный выпуск проекта «Великие наставники-хореографы» – именно о них, выдающихся и незабываемых балетмейстерах Шахтёрского ансамбля.


Информации о них в открытых источниках – до обидного мало, чаще всего это скупые биографические строчки. Хотелось бы, чтобы в будущем эти пробелы были восполнены. Пока же мы по крупицам собрали воспоминания о них ветеранов нашего коллектива, имевшим счастье работать с ними.
Валентин Михайлов в ансамбле «Донбасс» работал трижды. Впервые он пришёл в коллектив в 1959 году – в 30-летнем возрасте – по приглашению основателя коллектива Зиновия Осиповича Дунаевского, а последний период работы Михайлова в «Донбассе» приходится уже на конец 1980-х. Именно его авторству принадлежит легендарная «Калинка», по сей день являющаяся коронным номером репертуара коллектива: им «Донбасс» завершает свои концерты, приводя зрителей в неистовый восторг. «Помню, потом, когда он, уже будучи пожилым человеком, вернулся в ансамбль, то очень удивился, что мы до сих пор танцуем «Калинку». А чем её заменить, если это шедевр? Я сейчас хожу на концерты ансамбля, и по сей день получаю огромное удовольствие от «Калинки», теперь уже как зритель. И слёзы наворачиваются от ностальгии – вспоминаю, как сама её танцевала», – рассказывает ветеран ансамбля «Донбасс» Лариса Смирнова. «Сама я из Красноярска, училась в Новосибирске. Когда я закончила училище, вдруг появилась у меня мысль, что я хочу в Архангельск, к Нине Мешко в Северный хор – эти хороводы, песни, сказочные наряды… А с ансамблем «Донбасс» я пересекалась в Киеве на юбилейных концертах, когда съезжались коллективы со всей страны, и они меня звали в Донецк. Дескать, «приезжай сюда, балетмейстеру Михайлову нужна танцовщица с «русским лицом». И вот приехала, да так и осталась», – с улыбкой вспоминает про «лёгкую руку» Валентина Михайлова ветеран ансамбля Татьяна Мищенко

.Гомон

В последний раз балетмейстер встречался с родным ансамблем, прошедшим через всю его жизнь, в 2007 году, на 70-летии «Донбасса». Приезд Валентина Михайлова из Москвы на юбилейные торжества стало трогательным событием для «донбассовцев». Его, тогда уже очень немолодого человека, немало лет и сил отдавшего ансамблю, весь зал приветствовал стоя…

Балетмейстер Александр Шостак работал в ансамбле «Донбасс» в начале 1970-х. Именно его авторству принадлежит ещё один шедевр репертуара коллектива – постановка «Донбасские парни». И если михайловской «Калинкой» ансамбль закрывает свои концерты, то «Донбасские парни», как правило, задают тон его выступлениям. Стоит ли говорить, какой восторг охватывает зрителей с первых же минут встречи с ансамблем – и земляков, не понаслышке знающих, что такое шахтёрский труд, и тем более жителей далёких регионов, для которых донбасские терриконы – настоящая диковина!

Кстати говоря, помимо работы в ансамбле «Донбасс», Александр Шостак в разные годы был балетмейстером Омского и Северного русских народных хоров, а также Воронежского русского народного хора имени К.И. Массалитинова – со всеми этими коллективами ныне ансамбль «Донбасс» связывают дружба и сотрудничество. «Балетмейстер Александр Шостак внёс большой вклад в развитие коллектива, и вот та виртуозность, которая присутствует в наших концертах, – его заслуга. Сплав творчества балетмейстеров и хормейстеров создали уже теперь окончательный, выкристаллизованный стиль коллектива, который сегодня видят наши зрители», – говорит руководитель Воронежского хора Вячеслав Помельников.Михайлов

В конце 1970-х Александра Шостака на его посту в ансамбле «Донбасс» сменил Алексей Гомон – ученик великого Павла Вирского, о котором с восхищением вспоминают многие ветераны коллектива. Постановка «Шахтёрская праздничная» – его заслуга, равно как и зажигательный испанский танец, и залихватский искромётный «Гопак», многие годы находившийся в «топе» репертуара ансамбля. «Мы с супругом Владимиром закончили студию Вирского, и помню, какой был подъём, когда в ансамбль пришли балетмейстеры Алексей Гомон, а позже Евгений Макаров – «вирчане», настоящие легенды, – вспоминает Лариса Смирнова, танцевавшая в «Донбассе» в 1970-90-е годы. – Гомон сделал огромнейший вклад в развитие ансамбля, который по сей день не утратил актуальности. Это был балетмейстер, который, по сути, перевернул мир в ансамбле, его «Гопак» нельзя сравнить ни с чем. Авторству Гомона принадлежит и постановка «Хатынь», у моего мужа там была главная роль. Эта композиция исполнялась вместе с хором, и это был настоящий реквием, грандиозное зрелище, плакал весь зал… Поставить такое мог только уникальный человек с огромной душой и сердцем. Таким балетмейстерам, как Вирский, а затем Гомон, равных нет, это настоящие бриллианты». Ларисе Смирновой вторит коллега Татьяна Мищенко: «Он был профессионалом до мозга костей. В качестве творческого «подкрепления» к Гомону приехал Евгений Макаров – тоже из ансамбля Вирского, к сожалению, вскоре трагически погибший… Помню, танцуем, Макаров делает знак дирижёру, чтобы тот остановил работу оркестра, и обращается к кому-то из артисток: «Мадам! Вот ТАК делать нельзя». Спокойно так – но лучше бы он ремнём отлупил. Молодой, высокий, красивый… Его в ансамбле обожали. Очень обидно, что он в таком расцвете ушёл из жизни. Помню, мы уже оттанцуем, совершенно обессиленные по ступенькам взбираемся, и тут Гомон окликает: «Матрёна!» (это у меня такое прозвище было в ансамбле за мой «русско-народный» типаж). «Матрёна, а сейчас – «Фламенко»!». А там же есть место, где выкручиваешься и в полушпагате нужно сесть. А сил уже нет совсем… И Гомон: «Оркестр, подождите! Пусть Матрёна усядется!». Мне в такие моменты отлупить его хотелось, но, конечно, в профессии он для нас был кумир – он делал потрясающие постановки. Дисциплина в ансамбле была жёсткая, немыслимо было опоздать или не прийти. А на репетициях я только и успевала бегать форму менять – у меня их было три штуки, и они все были мокрыми насквозь. При Гомоне никому даже в голову не могло прийти работать «в полноги». И при Макарове с нас кожа слезала. Танцуешь что-то, и тут: «Оркестр, ещё раз!». И потом ещё раз, и ещё… Пока не отточишь каждый штрих».репетиция

Творческую эстафету на посту главного балетмейстера ансамбля «Донбасс» от Алексея Гомона принял выпускник Московского хореографического училища и тоже выходец из ансамбля Вирского Михаил Мотков – и вошёл в историю коллектива, в первую очередь, своей, без преувеличения, величайшей постановкой «Монумент». В репертуаре «Донбасса» она уже без малого полвека, и по сей день без неё не обходится ни одно мероприятие военно-патриотической тематики. «Монументу» стоя рукоплескали жители Ленинградской области на концертах, посвящённых годовщине снятия блокады; эту же композицию «Донбасс» в феврале 2023 года исполнял в Государственном Кремлёвском дворце на торжественном мероприятии, посвящённом воинам-интернационалистам и участникам специальной военной операции…

Ансамбль «Донбасс» с глубочайшим уважением хранит память о своих великих хореографах, оставивших яркий след в истории и задавших мастерству коллектива ту «планку», которая по сей день является для артистов эталонной. И в каждых аплодисментах, раздающихся после выступлений «Донбасса», есть частица, по праву принадлежащая им.

При написании статьи использованы материалы книги «Талант, умноженный на характер: к 85-летию Заслуженного государственного академического ансамбля песни и танца «Донбасс»
#ВеликиеНаставникиХореографы