Оглушительная популярность, обидно короткая жизнь, огромная народная любовь и добрая память – таким вошёл в историю известный певец и композитор, выходец из Донбасса Евгений Мартынов. Его можно назвать одним из главных, если не самым главным, романтиком советской эстрады. Яркий музыкальный талант, проникновенная манера исполнения, мягкий голос широчайшего диапазона, человеческая искренность вкупе со сценической внешностью закономерно завоевали тысячи зрительских сердец. В них он живёт по сей день – из года в год неизменно молодой, а между тем сегодня Мартынову исполнилось бы 75…
Он родился в небольшом старинном городке Камышин под Волгоградом, тогда ещё Сталинградом, а вскоре семья переехала на родину отца – в Донбасс, в тот самый город, который сейчас ежедневно упоминается в военных сводках: Артёмовск. О том, что здесь спустя много десятилетий вновь будут происходить ожесточённые бои, отец Евгения, инвалид-фронтовик, и помыслить не мог. Он, как и все жители страны, только что пережившие страшную войну и победившие в ней, строил новую, мирную жизнь, воспитывал детей. Именно отец зажёг в сыновьях любовь к музыке (младший Юрий также стал композитором) – Григорий Иванович виртуозно играл на баяне и аккордеоне, преподавал пение в школе и руководил кружком самодеятельности. В свою очередь мать Евгения Нина Трофимовна прекрасно пела. Так что после окончания школы вопрос о будущей профессии даже не стоял – разве что нужно было определиться с конкретным учебным заведением. После Артёмовского музучилища Евгений поступил в Киевскую консерваторию, но по семейным обстоятельствам вернулся в родной Донбасс, переведясь в Донецкий музыкально-педагогический институт (ныне Донецкая музыкальная академия имени С.Прокофьева) на дирижёрско-духовое отделение. Уже тогда, будучи студентом, он стал сочинять музыку, причём за оркестровками к своим произведениям часто обращался не куда-нибудь, а в ансамбль «Донбасс» – тогда, в конце 1960-х, ещё Шахтёрский ансамбль песни и танца. «Был он очень весёлым и обаятельным парнем, душой компании и очень талантливым музыкантом, – вспоминает ветеран ансамбля «Донбасс», а ныне преподаватель музыкальной школы № 2 г. Донецка Владимир Краснокутский. – В нашем ансамбле Женя был нередким гостем, и, думаю, неплохо бы вписался в коллектив, – но он уже тогда решил идти по самостоятельному пути, и, надо признать, добился на нём большой популярности. Очень жаль, что он ушёл так рано»
.
После получения диплома Мартынов недолгое время руководил оркестром при Донецком Всесоюзном научно-исследовательском институте взрывоопасного оборудования – а затем уехал в столицу. Удача ему улыбнулась буквально сразу же, причём судьбоносным для Мартынова стало творчество Сергея Есенина: песню «Берёзка» на его стихи исполнила любимица публики того времени Майя Кристалинская, она же и представила молодого композитора «широкой общественности». Это был 1972 год, и с этого момента начинается отсчёт всесоюзной (и не только) популярности Евгения Мартынова. Стремительно растёт его востребованность и в родной стране, и далеко за её рубежами: гастроли Мартынова проходят, помимо государств «соцлагеря», в США, Канаде, Мексике, Бразилии, Аргентине, Италии, Германии, Испании, Финляндии, Индии, Швейцарии… Дома Мартынов не сходит с телеэкранов, будучи гостем многочисленных телепрограмм и творческих мероприятий; ежегодно занимает первые места на всесоюзных и международных музыкальных конкурсах, удостаивается огромного количества престижных премий – и как исполнитель, и как автор песен, написанных для коллег по сцене. А в главном советском эстрадном фестивале «Песня года» Мартынов становился лауреатом ежегодно, до самого своего последнего 1990-го.
Невероятный успех – и при этом, по свидетельству современников, Мартынову удавалось сохранить простоту и скромность, не подхватить пресловутую «звёздную болезнь» – вероятно, прежде всего, благодаря родительскому воспитанию, а, возможно, и донбасская закалка сыграла не последнюю роль. Зрители видели в нём не просто талантливого артиста, но и простого обаятельного парня, близкого, понятного и родного по духу. И Мартынов платил своим зрителям такой же любовью и преданностью: на неоднократные предложения поменять амплуа, перейдя из эстрады в оперу (вокальные данные к этому располагали), певец отвечал неизменным отказом, понимая, что эстрада простым людям несравнимо ближе и понятнее. «Алёнушка», «Мамины глаза», «Яблони в цвету», «Отчий дом», «Встреча друзей», его коронная «Лебединая верность» не оставляли равнодушным никого, пробуждая в сердцах слушателей и нежность, и светлую грусть, и любовь во всех проявлениях. И по сей день мартыновские песни, хотя уже и звучащие в записи, вызывают те же эмоции…
Творческое наследие Евгения Мартынова – важная часть репертуара Заслуженного государственного академического ансамбля песни и танца «Донбасс». Многие его произведения (в том числе вышеперечисленные) исполняют солисты коллектива Евгений Васькин и Анатолий Миняйло. Та самая «Берёзка» на стихи Сергея Есенина, с которой начался взлёт творческой карьеры артиста, дополненная нежным женским хороводом, с недавних пор украшает собой концерты «Донбасса». К слову, наш ансамбль в прошлом году выступал в Камышине, где появился на свет будущий великий композитор и исполнитель, – и «Берёзка» входила в программу того концерта. Вот такая творческая связь, в которой нет ничего случайного. И память о Евгении Мартынове живёт, и произведения его будут звучать ещё много-много лет – потому что нет ничего дороже искренней любви, которой наполнена каждая его песня.
При подготовке статьи использованы материалы книги «Талант, умноженный на характер: к 85-летию ансамбля «Донбасс»; сайтов https://biographe.ru и https://emartynov.com/
Фото: https://emartynov.com/