1.«Энтузиазм: симфония Донбасса»

СССР, 1930. Режиссер Дзига Вертовimage001

О фильме: Первый звуковой документальный фильм знаменитого режиссера (и вообще первый советский звуковой докьюментари) посвящен строительству социализма в Донбассе. На экране проходят картины переустройства жизни «всесоюзной кочегарки». Вот прошлое Донбасса – многолюдные службы в церквях, а вот уже комсомольцы и передовые рабочие громят церкви, духовно раскрепощая народ. Далее картинки индустрии – коногон везет вагонетки с углем, паровозы мчатся по рельсам, комсомольцы отправляют на «донбасский фронт», шахтеры тренируются перед выходом в забой, плавится руда на меткомбинатах, звучит прямая речь активистов. Дзига Вертов применяет спецэффект, с помощью которого изображение двоится и расплывается, так же как двоится и расплывается донбасская реальность. Всё действо разворачивается на экране под марши Дмитрия Шостаковича. Завершается фильм сосредоточенным маршем красноармейцев – Донбасс готов к труду и обороне.

image002Кадр  фильма «Энтузиазм: симфония Донбасса»

Для своего времени фильм оказался передовым в плане кинотехнологий и произвел большое впечатление на зрителей. Например, сам Чарли Чаплин назвал «Энтузиазм» «одной из самых впечатляющих звукозрительных симфоний».

 

2. «Большая жизнь»

 СССР, 1939. Режиссер: Леонид Луковimage003

Кадр  фильма «Большая жизнь»

В советское время, чтобы избежать демотивации трудящихся, в ход был пущен чисто средневековый принцип поиска вредителей, одним из которых легко мог оказаться вчерашний товарищ, как это показано в «Большой жизни».

Фильм — лидер советского проката 1940 года. Классическая советская производственная драма – на одной из донбасских шахт передовые секретарь парткома Хадаров (Иван Новосельцев) и горный инженер Петухов (Марк Бернес) продвигают стахановские методы добычи угля, преодолевая сопротивление карьериста-интригана Усынина (Степан Каюков). Далее в ход событий вмешиваются вредители – зловещий Иван Сергеевич (Юрий Лавров) вербует сына кулака Макара (Лаврентий Масоха), чтобы тот устроил завал в шахте, под который попадает герой-стахановец Козодоев (Иван Пельтцер).

Успех у массового зрителя этой талантливо сделанной агитки принес авторам «Большой жизни» Сталинскую премию 1941 2-й степени за режиссуру и сценарий. Песня «Спят курганы темные», написанная специально для этого фильма композитором Никитой Богословским и поэтом Борисом Ласкиным, стала поистине народной и самой известной песней о Донбассе (забавно, что в фильме ее поет вредитель Макар). Большую популярность получил в народе и образ обаятельного разгильдяя Вани Курского, созданный актером Петром Алейниковым.

В 1963 фильм перемонтировали, удалив из него все элементы, связанные с «культом личности» - заретушировали портреты Кагановича, удалили из песни стахановцев слова про «ласку вождя».

 

3. «Александр Пархоменко»

СССР, 1942. Режиссер: Леонид Луковimage004

Кадр из фильма «Александр Пархоменко»

Фильме об известном луганском большевике Александре Пархоменко. Экранизация одноименного романа Всеволода Иванова (он же автор сценария). Действие происходит в 1918 году, когда красные с боями пробивались из Донбасса в Царицын. Фильм был снят в разгар 2-й мировой войны, поэтому события гражданской войны обретали в нем злободневно-пропагандистскую форму. «Нам, луганчанам выпала великая честь воевать под руководством товарища Сталина!», — кричит Ворошилов (актер Николай Боголюбов). Сам Пархоменко (Александр Хвыля, очень похожий на оригинал), большевистский супергерой, в одиночку перевербовывает целый бронепоезд анархистов, разоблачает заговоры белогвардейцев и совершает другие подвиги.

Песня «Лизавета» (слова Евгения Долматовского, музыка Никиты Богословского) из фильма «Пархоменко» стала народной.

В 1962 фильм был перемонтирован, из него были изъяты все сцены со Сталиным.

 

4. «Молодая гвардия»

СССР, 1948. Режиссер: Сергей Герасимовimage005

Кадр из фильма «Молодая гвардия»

Одна из самых впечатляющих сцен – казнь молодогвардейцев, которую снимали возле шурфа в Краснодоне, куда были сброшены тела реальных подпольщиков. Съемки проходили при большом стечении местных жителей, в обстановке практически массового психоза.

О фильме: лидер советского кинопроката 1948 года. Экранизация романа Александра Фадеева. История подпольщиков из Краснодона нашла свое кинематографическое воплощение спустя пять лет после изображаемых событий. Сергею Герасимову удалось снять настоящую жизнь советских мучеников, достигающую практически религиозного накала. Одна из самых впечатляющих сцен – казнь молодогвардейцев, которую снимали возле шурфа в Краснодоне, куда были сброшены тела реальных подпольщиков. Съемки проходили при большом стечении местных жителей, в обстановке практически массового психоза. Исполнитель роли Олега Кошевого актер Владимир Иванов вспоминал: «Вглядываюсь в темноту и замечаю, что вокруг съемочной площадки собралась огромная толпа народа. Это — краснодонцы. Едва они yвидели, как мы вылезаем из грузовиков, как тут жe послышался плач, а затем и истошные крики. Съемку нельзя было начинать: все посторонние звуки попадали на пленку. Пришлось съемочную площадку на большом расстоянии оцепить подразделениями солдат, которые участвовали в съемках.

Плач краснодонцев растеребил и наши нервы. Горло сжали спазмы. Одеревеневшее тело не слушалось. Герасимов тоже нервничал»

Оставил он и такие любопытные для понимания жителей Донбасса воспоминания: «Тогда в Краснодоне было еще немало немецких военнопленных, занятых на восстановительных работах. В основном это были солдаты. Горожане их не только не трогали, но даже жалели. И вдруг краснодонцы увидели на улицах своего города щеголеватых гитлеровских офицеров, одетых в новенькие эсэсовские мундиры. Эти “офицеры”, ничего не делая, прохаживались по улицам день, другой, третий. Реакция была самая неожиданная: шахтеры набросились на группу наших артистов, приняв их за настоящих гитлеровцев, и основательно избили. Да, с шахтерами шутить нельзя. Если они любят, то любят всей душой и сердцем, почти как дети. Если ненавидят, то добра от них не жди».

Фильм стал мощным стартом карьеры для молодых актеров сыгравших комсомольцев-героев – Клары Лучко, Нонны Мордюковой, Инны Макаровой, Вячеслава Тихонова, Сергея Гурзо, многие из них были удостоены Сталинской премии.

В 1963 фильм был перемонтирован, потому что к тому времени был установлен настоящий предатель «Молодой гвардии» Геннадий Почепцов, вместо условного предателя Стаховича из романа Фадеева (есть версия, что в виде Стаховича Фадеев вывел связного УПА Евгена Стахива, действовавшего в Донбассе и входившего в контакт с «Молодой гвардией», однако к выдаче подпольщиков немцам непричастного). Кроме того, из фильма удалили все упоминания Сталина.

 

5. «Зеркало для героя»

СССР, 1987. Режиссер Владимир Хотиненкоimage006

  Кадр из фильма «Зеркало для героя»

Пожалуй, лучший советский фильм о Донбассе, в котором он показан без лакировки, удачно передавая ту самую зажатость между террором и свободой, о которой писал в своей книге японский историк Хироаки Куромия.

Фильм «Зеркало для героя» снят по мотивам повести Святослава Рыбаса. Случайные знакомые — психолог Сергей Пшеничный (Сергей Колтаков) и бывший горный инженер Андрей Немчинов (Иван Бортник) — удивительным образом переместились на сорок лет назад, из 1987 в 1949 год. День 8 мая повторяется для них с каждым восходом солнца. Жутковатый послевоенный Донбасс становится полем для разрешения моральных проблем героев. Немчинов отсидел в тюрьме за аварию на шахте, которая уже в 1949 была опасной для жизни горняков, и он пытается закрыть ее (каждый день начиная всё заново). Пшеничный, у которого сложные отношения с отцом в современности, встречает своих молодых родителей: мать уже беременна, а отца вот-вот должны забрать по доносу чекисты. История смешная и грустная, тягучая вневременность донбасской жизни становится отличным фоном для поисков смысла жизни.

Сценарист Надежда Кожушаная не осталась довольна основной сюжетной линией литературного первоисточника с попаданием героев в прошлое и ввела мотив «петли времени». Прототипом отца Сергея Пшеничного стал ее родной отец Павел Ямшанов.

Съемки фильма проходили в Донецке, поселках Донецкой области и в поселке Боково-Платово Луганской области. Донбасские пейзажи, хорошо передают ощущение застывшего времени. В камере появляется Вячеслав Бутусов, играющий самого себя.

Фильм был номинирован на премию «Ника» за лучший сценарий. Получил приз Витторио де Сика в Италии, премию на кинофестивале в Баку.