Непревзойдённый певец Муслим Магомаев стал одной из ярчайших звёзд советской сцены. Обладатель уникального баритона в течение многих лет покорял самые престижные залы по всему миру, всегда был желанным гостем за рубежом.
Его приглашали в Париж, звали солистом в Большой театр – но он остался в Союзе и не захотел расставаться с эстрадой ради оперной карьеры. Невероятная популярность, всенародная любовь, благодарная память публики и громадное творческое наследие исполнителя говорят о том, что его выбор был хоть и сложным, но правильным.
Артист родился в столице Азербайджана в военном 1942 году. Его отец погиб на фронте за две недели до Победы, мать впоследствии уехала из родного города в Мурманск, создала там новую семью. Изначально Муслим был с ней – но впоследствии было решено, что для лучшего раскрытия его таланта ему нужно учиться в Баку, и юноша вернулся на родину. Стоит отметить, что Муслим Магомаев был выходцем из творческой семьи: его родители служили в театре, а дед по отцовской линии Абдул-Муслим Магомаев был композитором, стоял у истоков национальной классической музыки. Возвратившись в родной город, Муслим жил у дяди, соседом которого был известный азербайджанский певец Бюльбюль, так что каждое утро начинающего артиста проходило под распевки именитого соседа. А с его сыном, будущим композитором Поладом Бюльбюль-оглы, Муслима впоследствии связывали годы дружбы и творческого сотрудничества.
На сцену Муслим Магомаев стал выходить ещё в подростковом возрасте – 15-летним парнишкой пел со сцены Бакинского Дома культуры. Конечно, он сильно рисковал утратить голос, и близкие артиста были категорически против его участия в концертах. Но парень продолжал петь, по возможности скрывая от родных свои выступления, уже тогда срывавшие овации зрителей. Как профессиональный исполнитель Магомаев дебютировал в 1961 году, выступив совместно с ансамблем песни и пляски Бакинского военного округа. Спустя год в репертуаре Магомаева появилась композиция «Бухенвальдский набат», с которой он вышел на сцену молодёжного фестиваля в Хельсинки. В том же году артист принял участие в фестивале азербайджанского искусства, проходившем на сцене Кремлёвского дворца, после чего к нему, 20-летнему, пришла всесоюзная слава. А через год в столичном Концертном зале имени Чайковского Муслим Магомаев дал свой первый сольный концерт.
На артиста посыпались творческие предложения – одно заманчивее другого. Он был принят солистом в Азербайджанский театр оперы и балета им. Ахундова, два года стажировался в миланском Ла-Скала; как уже говорилось выше, получил приглашение стать солистом Большого – но ограничивать свой репертуар рамками сугубо оперных партий Магомаев не захотел. Он активно гастролировал по СССР и зарубежью, пел в оперных постановках как приглашённый солист, выступал на всех правительственных концертах. Его пластинки выходили миллионными тиражами. Громким успехом для артиста стала первая премия на международном фестивале в Сопоте в 1969 году. А спустя несколько лет лет Муслиму Магомаеву были присвоены звания народного артиста Азербайджанской ССР и СССР (кстати, он часто говорил, что считает Азербайджан своим отцом, а Россию – матерью). Последующую четверть века своей творческой жизни Магомаев каждый раз, что называется, подтверждал эти звания во всю мощь своего голоса, от души радуя любимого зрителя. А в 1998 году прекратил выступления – без «прощальных концертов» и какой бы то ни было шумихи, спокойно и твёрдо решив, что всё нужно делать вовремя, и уходить со сцены – в том числе. Последние десять лет своей жизни Магомаев провёл в Москве: занимался живописью (ещё один его талант), наслаждался общением с семьёй и не забывал о поклонниках: с ними Муслим Магометович общался через собственный сайт.
Кстати, не все знают, что Муслим Магомаев не только выступал как солист, но и руководил эстрадно-симфоническим оркестром, занимался популяризацией в СССР западных музыкальных направлений (конечно, власти от этого были не в восторге, но столь именитому певцу это увлечение всё же прощалось). Именно в исполнении Магомаева в Советском Союзе впервые прозвучала легендарная «битловская» композиция Yesterday. Что же до репертуара артиста, то это огромное количество (свыше 600) произведений, в исполнении Магомаева ставших настоящими бриллиантами. Его голосом Трубадур из «Бременских музыкантов» поёт бессмертный хит всех влюблённых «Луч солнца золотого», под его «Свадьбу» и сегодня пускаются в пляс на бракосочетаниях. Говоря о «Свадьбе», конечно, стоит отметить плодотворное сотрудничество с Арно Бабаджаняном, чьи песни стали знаковыми для репертуара Магомаева – достаточно вспомнить хотя бы «Чёртово колесо», «Ноктюрн» или «Королеву красоты». Нельзя не сказать и ещё об одном произведении, которое живо по сей день и уже в исполнении других артистов любимо у публики – это шедевральная «Синяя вечность». Кстати, автором стихов к ней также был земляк Магомаева, поэт с инженерным образованием Геннадий Козловский, живший в Баку и впоследствии переехавший в Москву. Собственно, не просто земляк: сын Козловского и дочь Магомаева стали мужем и женой. Впрочем, это уже совсем другая история. А «Синяя вечность», как и многие песни из репертуара Муслима Магомаева есть в репертуаре Заслуженного государственного академического ансамбля песни и танца «Донбасс» – их с удовольствием исполняют солисты коллектива Евгений Васькин и Анатолий Миняйло.