В 2022 году 145 лет со дня рождения исполнилось основателю отечественного кинематографа Александру Ханжонкову. Широко отметить эту дату на Родине Александра Алексеевича – донецкой земле – в этом году возможности нет. Однако предлагаем вспомнить о жизни и деятельности нашего великого земляка благодаря редакторам альманаха "Большой Донбасс" Сергею Тесле и Марине Орловой, которые пять лет назад к 140-летию Ханжонкова подобрали лучшие слова о нашем великом земляке.

"ХАНЖОНКОВ. ВОЗВРАЩЕНИЕ ИМЕНИ"

(К юбилею Александра Ханжонкова)

В мае 1896 года в Санкт-Петербургском «Аквариуме» состоялся первый в России аттракцион, продемонстрировавший новое чудо – синематограф.

На одном из таких сеансов среди зрителей оказался Максим Горький. Он записал свои впечатления, благодаря чему мы сможем понять, что ощущали люди, впервые столкнувшиеся с этим явлением.

   «Экипажи идут с экрана прямо на вас, пешеходы идут, дети играют с собачкой, дрожат листья на деревьях…». И – самое неожиданное: «… На вас идет курьерский поезд. Берегитесь. Он мчится, словно им выстрелили из громадной пушки, он мчит прямо на вас…». Иллюзия реальности поражала воображение. Впечатлительные дамы падали в обморок. Залы рукоплескали.

Новый аттракцион набирал невиданные обороты. Однажды  один из таких показов посетил Александр Ханжонков. История умалчивает, когда это случилось. Возможно, во время  учебы в Новочеркасском казачьем юнкерском училище…Или позднее, когда элитный Донской 1-й казачий полк, в котом служил молодой подхорунжий Ханжонков, был расквартирован в Москве. Так или иначе, но с этого времени Александр Алексеевич Ханжонков влюбляется в кинематограф, которому затем и посвятит всю свою яркую, насыщенную жизнь.

    В этой жизни были самые немыслимые взлеты и досадные падения. Она напоминала гигантский маятник. Взмах – и судьба дарит успех, славу, огромные доходы. Но маятник несется вниз –  и все рушится. А впереди – сытная, но тусклая эмиграция, возвращение на Родину… нищета. И, что еще страшнее - забвение. Но все возвращается на круги своя. И сегодня имя Александра Ханжонкова звучит все громче. Появляются посвященные ему кинофестивали. Его именем называют кинотеатры и улицы. Ему ставят памятники. Но самый главный его памятник – отечественный кинематограф, которому он служил с честью и достоинством русского офицера.

   Большинство из того, что он сделал, смело можно публиковать под грифом «впервые в мире». Снял первую в мире панораму, ввел такое понятие, как движущаяся камера (до этого движение камеры  считалось браком), на его студии был произведен первый в мире мультипликационный фильм в технике объемной анимации, снят первый полнометражный блокбастер («Оборона Севастополя»), изобретена уникальная схема проката (ее потом перенял Голливуд). Добавим к этому введение многокамерной съемки, перекрестного монтажа, соединение художественного кино с документалистикой…

   Но вернемся на 140 лет назад, когда в Российской Империи, недалеко от нынешней Макеевки, в поселке Нижняя Крынка (по другим данным – в селе Верхнее-Ханжонково) в семье помещика Алексея Петровича Ханжонкова родился мальчик Саша. Отец его был сотником из дворян Войска Донского. Поэтому судьба Александра была предопределена – воинская служба. Но в 1905 году молодой подъесаул Ханжонков был по состоянию здоровья уволен в запас. Положенную ему выплату в 5 тысяч рублей он полностью вкладывает в киноиндустрию. И к 1912 году увеличивает ее в 100 раз!

   Да, к этому времени уставной капитал возглавляемой им компании составляет полмиллиона рублей.

   Поначалу фирма «Ханжонков и  Ко»  торговала заграничными кинолентами, «волшебными фонарями», «туманными картинами», всевозможными машинами и приборами, необходимыми для нового аттракциона.

   Нравы в то время были дикими, случалось всякое, но Ханжонкову верили под честное слово, давали огромные долгосрочные кредиты. Подписанные им векселя учитывались во всем мире. С ним охотно сотрудничали самые известные предприниматели и фирмы Франции (Пате, Гомон, Эклер), Италии (Чинес, Пасквелли, Челио, Аквилла, Италфильм). А также английский Варвик, немецкий Витаскоп, американские  Кейстоун и Любин.

   Вскоре  Александр Алексеевич приступил к собственному  кинопроизводству. Вначале это были документальные фильмы, но уже в 1907 году начались съемки игрового кино. Правда, они не были завершены, но через полтора года в прокат вышла первая игровая картина «Драма в таборе подмосковных цыган». На роль режиссера был приглашен Василий Гончаров. В качестве актеров – труппа Введенского народного дома. Поначалу не обошлось без казусов. Заглянув на съемочную площадку, Александр Алексеевич был немало удивлен. Режиссер Гончаров стоял с секундомером в руках, а актеры пытались передвигаться со скоростью, имитирующей движение в кинолентах тех лет. Пришлось Ханжонкову объяснять съемочной группе, что движения должны быть естественными и нет никакой необходимости носиться по площадке.

   Конечно, первые работы были наивными. Но вскоре молодая кинокомпания набралась опыта. В 1909 году выходят в прокат «Песнь про купца Калашникова» и «Русская свадьба 16-го столетия». И если в 1912 году на студии Ханжонкова снимается 10-12 фильмов, то к 1913 –  вдвое больше. Над картинами работают прирожденные режиссеры П.Чардынин и Е. Бауэр. Появляются и собственные звезды – Вера Холодная, Иван Мозжухин.

2y79mUMROmo

   Из Вильно приезжает талантливый художник-самоучка Владислав Старевич. Его объемная мультипликация покоряет мир. Зрители снятого им анимационного фильма «Прекрасная Люканида или война усачей с рогачами» были уверены, что в картине им показали дрессированных насекомых, настолько искусно была сделана работа.

     За какие-то 10-12 лет Ханжонков совершает революцию в отечественном кинематографе, из пошловатого аттракциона превратив его в искусство. Снимаются экранизации классики русской литературы. Пушкин, Лермонтов, Гоголь. Организовывается особый научный отдел, кстати, единственный на то время в России, который занимается съемкой образовательных, видовых, этнографических фильмов. Выпускаются киноленты, посвященные географии, ботанике, зоологии, медицине. Популяризируются новейшие достижения науки (например, исследования работы головного мозга), привлекаются видные ученые, ведущие российские специалисты.

ooHFR87cQCQ

   Одним из первых Ханжонков использует спецэффекты, комбинированные съемки. Так, в фильме «Пьянство и его последствия» документальные кадры перемежаются игровыми. Знаменитая сцена общения Ивана Мозжухина с вылезшим из бутылки чертом (мультипликация Старевича) пользовалась большим успехом. На то время подобные эффекты были редкостью.

    Но самым грандиозным событием стала съемка (с Высочайшего соизволения и на государственные деньги) полнометражного фильма «Оборона Севастополя» (постановка В. Гончарова и А. Ханжонкова). Отметим, что батальные сцены снимал сам Александр Алексеевич. В этом фильме очень многое было впервые. Двухкамерная съемка, масштабные панорамы, перекрестный монтаж. К работе над лентой были привлечены оставшиеся в живых ветераны обороны Севастополя. Неоценимую помощь оказала армия, участвовавшая в реконструкции событий. Для съемок одной из сцен к подводным лодкам были привязаны макеты кораблей российского флота, а затем затоплены. Помимо макетов, был затоплен, а затем снова извлечен на поверхность флагманский линкор. Новшеством  стало и вплетение в художественную ткань интервью реальных участников сражений.

   Этот грандиозный эксперимент чуть не окончился финансовой катастрофой. Фильм имел небывалый по тем временам бюджет – 40 тысяч рублей. Государство выделило 15, остальные вложил Ханжонков. Казалось, лента не окупится, принесет серьезные убытки. Но гениальный Ханжонков придумывает новую систему проката. Он начал передавать кинотеатрам исключительные права на прокат фильма в некоторых губерниях, успех был небывалый. Картина не только полностью окупилась, но и принесла значительную прибыль. Позднее эту систему проката возьмет на вооружение Голливуд.

   На показе «Обороны Севастополя» присутствовала царская семья. А сами показы были организованы с небывалым музыкальным сопровождением и спецэффентами. Триумф был полный.

   Кинопромышленник, продюсер, режиссер, сценарист, один из основателей отечественного кинематографа – казалось, чего еще не хватает? Но Ханжонков был еще и изобретателем. У него были собственные разработки звукового и даже цветного кино. Новаторство было у него в крови.

    Грянула революция. Гражданская война. Вскоре Александр Алексеевич вместе с женой Антониной Николаевной оказывается в эмиграции. Разлука с Родиной дается ему тяжело. И как только Ханжонков  получает приглашение вернуться в Россию, он едет туда, хотя это стоит ему разлуки с семьей. Поначалу все складывалось хорошо. Сам Луначарский посылает Ханжонкову поздравительную телеграмму. Невзирая на основательно подточенное здоровье, Александр Алексеевич с энтузиазмом принимается за работу. Но вскоре все рушится. Ханжонков со второй женой  Верой Дмитриевной (Антонина Николаевна к этому времени умерла) переезжает в Ялту. Там его ждут тяжелые годы нищеты. В 1934 году отчаявшийся Ханжонков пишет письмо председателю киноуправления Борису Шумецкому: «Прошу своим авторитетом поддержать мой труд и помочь мне войти в рабочую семью советских кинематографистов полноправным ее членом».

5FEENLYHn90

   Письмо было рассмотрено и не осталось без ответа. Ханжонков стал персональным пенсионером союзного значения. На эти деньги можно было вполне достойно жить. Но главное – продолжить  работу над книгой об истории отечественного кинематографа.

   Он ушел из жизни в сентябре 1945 года, дожив до Победы.

   Большое видится на расстоянии. Для того, чтобы оценить нечто великое, наверное, и расстояние должно быть соответствующим.  Имя Ханжонкова возвращается к нам, обрастая все новыми подробностями. Оно заняло почетное место во всех киноэнциклопедиях. Все большую известность получают Ханжонковкие Дни, которые проводятся в Донбассе. Теперь у этого праздника кино появился республиканский статус.

   8 августа по новому стилю (26 июля по старому) исполось 140 лет со дня рождения  великого кинематографиста Александра Алексеевича Ханжонкова. Но как современны когда-то написанные слова: «Руководимая мною фирма …боролась с безвкусицей… против всего этого заграничного привкуса. Я всегда был горд ведущей ролью в стране нашего производства и считаю, что делаю большое культурное дело». 

 Сергей Тесла и Марина Орлова, альманах "Большой Донбасс"