Ноябрь 2021 года отмечен важной для всего пространства русской и мировой культуры датой – 200-летием со дня рождения Фёдора Михайловича Достоевского.
Его главные романы – «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы» – принято называть «великим Пятикнижием Достоевского». В перечисленных произведениях наиболее полно отразились духовные идеи русского классика, его нравственные поиски и взгляд на противоречивую, несущую в себе как удивительный свет, так и всепоглощающую тьму натуру человека. Достоевский до сих пор остаётся одним из самых читаемых авторов-классиков и в России, и во многих зарубежных странах.
Почему же эти далёкие от нас по времени и условиям общественного уклада произведения остаются такими близкими и понятными современному читателю?
Например, «Преступление и наказание» повествует о нелёгком моральном выборе студента, за всю жизнь видевшего только нужду, тяжёлый и неблагодарный труд, страдания честных людей в противовес обогащению тех, кто лишён сочувствия к ближнему. С другой стороны, считая себя выше и лучше творящих зло, Раскольников сам совершает поступок, которому невозможно найти оправдания. Простой расчёт героя облагодетельствовать сотню человек ценой одной ничтожной жизни оборачивается целой цепочкой трагедий, порождающих одна другую. Идея о том, что можно спрятаться от людского суда, но никогда – от собственной совести и что добро нельзя вырастить из зерна насилия и лжи, волнует умы и рядовых читателей, и деятелей искусства.
Писатели, поэты, режиссёры и сейчас воспроизводят мотивы и образы романов Достоевского в своих произведениях.
В то же время роман «Идиот» предлагает читателю противоположного Раскольникову героя – открытого, искреннего, сочувствующего всем, даже тем, кто порицаем обществом. Да, «положительно прекрасный» князь Мышкин подвергается насмешкам со стороны окружающих и не может найти своего места среди них, однако его поступки и слова каким-то образом влияют на людей и заставляют их задуматься над состоянием собственного внутреннего мира.
Есть похожий положительный персонаж и в романе «Братья Карамазовы» Это молодой послушник Алёша Карамазов, верящий в лучшее в человеке, и желающий служить этому лучшему. Но и ему придётся пережить немало духовных испытаний, равно как и всем братьям.
Персонажи романа не смущаясь говорят о самых ужасных вещах, что рождаются в человеческом сердце и часто выливаются в не менее ужасные деяния. Как противостоять злу – совершенствуясь самому, морально, а порой и физически сопротивляясь тому, кто губит чужие жизни, или, уничтожая то, что личность посчитает злом – эти сложные, временами неразрешимые вопросы ставит автор перед читателями. И видимо каждый должен сам найти для себя верный ответ.
Не менее дискуссионные темы затрагивает роман «Бесы». В произведении идёт речь не только о семейных трагедиях, личностных кризисах героев и их попытках найти оправдание своим поступкам – здесь Достоевский противостоит идеологам радикальных и революционных движений.
Один из центральных персонажей – Николай Ставрогин – то и дело «ускользает» от читателя. Кто он – воплощение зла, совершающее один жестокий поступок за другим, человек на грани сумасшествия, не раз меняющий свои убеждения по ходу повествования или то, что в нём хотят видеть другие? Второй главный герой – Пётр Верховенский – как раз представляет собой идеолога-нигилиста, против кого и выступает в романе Достоевский. Верховенский ловко манипулирует умами своих товарищей, толкая их на преступления без единого момента раскаяния. Тем не менее, «Бесы» – не политический памфлет, а всё то же глубокое исследование человеческой психологии, за что мы и любим Достоевского.
В свою очередь роман «Подросток» рассказывает о юноше, который только делает первые шаги в сторону «идеи». Он тоже отвержен приличным обществом как незаконнорождённый и желает доказать миру, что может достичь больших высот. Подростку Аркадию Долгорукому предстоит пройти путь от эгоизма и осуждения других к более зрелому отношению к жизни и особенно – пониманию близких.
Однако есть у Достоевского и более ироничные произведения – например, повесть «Село Степанчиково и его обитатели».
Это история о том, как собираются вместе и пытаются как-то ужиться странные, противоположные по характерам и мировоззрению персонажи. Полковник Ростанев и его возлюбленная Настенька сочетают в себе все добродетели: жертвенность, готовность отказаться от своего счастья ради других людей. Остальные же герои ведут себя как капризные, хотя и повзрослевшие дети, но их яркая манера поведения и конфликты, раздуваемые из сущих пустяков, вызывают не столько возмущение, сколько смех.
А ранний и окружённый романтической атмосферой туманного Петербурга роман «Белые ночи» рассказывает о поиске родственной души, счастливом нахождении и утрате настоящей любви. Это грустная, но и очень светлая история, в которой Достоевский – как и в других произведениях – даёт читателю надежду на духовное возрождение человека, на начало новой жизни, более осмысленной и полной любви к миру и другим людям.
Можно сказать, что чтение произведений Достоевского раскрывает для читателя не какие-то особенности жизни людей, живших давно – а его собственные страхи, сомнения, муки морального выбора, столкновение со своими тёмными сторонами и путь их преодоления. Яркие и тщательно прописанные герои Фёдора Михайловича заставляют нас задуматься о том, что совершенствование мира начинается с совершенствования отдельно взятой души.