Многие песни о Великой Отечественной войне стали «своими» для тех или иных родов войск. У военных водителей тоже есть «профессиональная» песня, которая так и называется – «Песенка фронтового шофёра». Правда, написана она была уже после войны – специально для Марка Бернеса, сыгравшего в кинокартине «Великий перелом» роль водителя по прозвищу «Минутка», по сюжету героически погибающего.
Вообще роль «Минутки» была эпизодической (и в фильме, снятом в 1945 году, он ещё не пел), однако она была очень ярко сыграна Бернесом, и его персонаж заслужил популярность у зрителей. Поэтому спустя два года после выхода фильма, в 1947-м, к персонажу вернулись – для того, чтобы «оживить» его и включить в радиопередачу «Клуб весёлых артистов». И коль скоро это была радиопередача, в уста колоритного героя нужно было вложить песню, соответствующую его характеру.
За её создание взялись друзья Марка Бернеса – поэты Борис Ласкин и Наум Лабковский, музыку написал талантливейший Борис Мокроусов. Получилась задорная, оптимистическая песня, причём оптимизм этот не был напускным: без шутки и песни выдержать ужасы войны и все её повседневные тяготы было невозможно (неслучайно созданный Александром Твардовским образ Василия Тёркина заслужил всенародную любовь и стал воплощением собирательного образа советского солдата-победителя). К слову, «Песенка фронтового шофёра» очень перекликается с «Песенкой военных корреспондентов» – такое ощущение, что это мини-цикл, хотя эти два произведения были написаны разными авторами, а исполнил «Песенку военных корреспондентов» Леонид Утёсов – артист равного с Бернесом масштаба. Но вернёмся к песне о фронтовом шофёре. По своей энергетике она очень лёгкая, позитивная, и создавалась она так же легко, на одном дыхании. Ещё совсем свежими были народные воспоминания о победном салюте в мае 1945-го, и, кажется, что вся песня пронизана этой радостью, которую ювелирно смог передать Бернес, не обладавший мощным голосом, но зато блестяще владевший интонациями и умевший передать в песнях все оттенки чувств (достаточно вспомнить в его исполнении другую песню – «Враги сожгли родную хату», где Марк Наумович до боли точно расставил все акценты так, что слушать её без слёз невозможно).
Вообще, исполняя песни, Бернес умел оживить их героев, сделать «выпуклыми» их характеры, обнажёнными – чувства. А если Бернес пел в кино, то каждая его роль прочно увязывалась с соответствующей песней, которая мгновенно уходила «в народ». Помимо «Песенки фронтового шофёра» так было с песнями «Тучи над городом встали» из картины «Человека с ружьём», «Любимый город» из «Истребителей», «Тёмная ночь» и «Шаланды, полные кефали» из фильма «Два бойца»…
В завершение этого рассказа хотелось бы добавить (хотя к личности Марка Бернеса этот факт не имеет прямого отношения), что вслед за песней память о фронтовых шофёрах была увековечена в камне: в пяти километрах от Брянска по орловскому шоссе установлено скульптурное изображение солдата-водителя, стоящего на подножке автомобиля и пристально глядящего на дорогу. Памятник посвящён автобатальону, который в первые месяцы войны отправился на фронт с Брянщины, именно отсюда, с Осиновой горки в Гордеевском районе и прошёл путь от Москвы до Одера, и он же является единственным в своё роде памятником всем фронтовым водителям. Открытие памятника состоялось 12 сентября 1968 года, впоследствии он был реконструирован. Напротив же, через шоссе, поставили те самые машины батальона – ГАЗ-АА и ЗиС-5. А перед монументом стоит знак «Водитель! Почти память не вернувшихся с дорог Великой Отечественной войны». Проезжая памятник, машины сигналят – это традиция…
______________________________________
В рамках культурно-просветительской акции «Их голоса приблизили Победу» «Песенка фронтового шофёра» звучит в исполнении солиста Заслуженного государственного академического ансамбля песни и танца «Донбасс» Анатолия Миняйло, аккомпанемент на баяне – солист эстрадно-симфонического оркестра ансамбля «Донбасс», заслуженный артист Украины Сергей Устименко. Все выпуски проекта можно найти по хештегу #ИхГолосаПриблизилиПобеду