Легендарный телефильм «Семнадцать мгновений весны» вышел на экраны спустя три десятилетия после Великой Отечественной войны, но, как и знаменитая песня Давида Тухманова «День Победы», кажется созданным ещё в те годы. Фильм настолько органичен, что создаётся впечатление его документальности, равно как и реальности существования его центральных персонажей. Безусловно, чтобы достичь именно такого зрительского восприятия, была проделана колоссальная работа на всех этапах создания картины и по всем творческим направлениям – от сценария и режиссуры до актёрской игры и музыкально-песенного оформления. Музыка, передающая эмоции героев, – в первую очередь неподражаемого Штирлица; усиливающая объёмность восприятия демонстрируемых в фильме событий; музыка, от которой без преувеличения наворачиваются слёзы – плод творческой работы композитора Микаэла Таривердиева. Он оставил после себя мелодии к 132 кинофильмам и ряду спектаклей, более 100 песен и романсов, 4 балета, 5 опер, камерные вокальные циклы, симфонию, 3 концерта для органа, 2 концерта для скрипки с оркестром и концерт для альта и струнного оркестра – и этот огромный перечень неполон, поскольку ещё не всё музыкальное наследие композитора извлечено из архива. Однако не будет ошибочным утверждение, что главной работой, ставшей визитной карточкой Таривердиева для миллионов зрителей (слушателей) и обессмертившей его, является именно музыка к «Семнадцати мгновениям».

Работа над многосерийным фильмом по сценарию Юлиана Семёнова стартовала в 1968 году и продлилась почти пять лет – по язвительному замечанию высокого начальства, «дольше, чем шла сама война». Когда режиссёр Татьяна Лиознова предложила Таривердиеву создать музыку для картины, он поначалу отказался, поскольку был занят, как сказали бы сейчас, в другом проекте. Однако своё решение композитор изменил, прочитав сценарий и поняв, что ему предлагают не детектив, а глубочайшую психологическую драму на историческом материале.

Использованный в фильме образ улетающих журавлей, не знающих войны и границ, предложенный Лиозновой, Таривердиев развил и углубил, сделав основной акцент не на птицах, а на бескрайнем небе, глядя на которое, персонаж Вячеслава Тихонова уносится мыслями вдаль на тысячи километров. «Я всегда, когда пишу музыку к фильму, стараюсь поставить себя на место героя. И я стал думать о том, чтó испытывает человек, который был заброшен в Германию много лет назад, во время этой страшной войны. Ведь Штирлиц — герой собирательный, такие люди существовали, их было трое, тех, кто работал в высших эшелонах немецкой власти. Двое были раскрыты и погибли, один остался жив. Так что же должен чувствовать этот человек? Ну, конечно, меру ответственности, чувство долга. Но что главное? Мне казалось, что он должен чувствовать тоску по дому. Не по берёзке, а по небу. По российскому небу», – говорил Таривердиев.Я Микаэл3

Всего для фильма композитором был написан десяток музыкальных тем, из них стихами (авторства Роберта Рождественского) были дополнены две: вышеупомянутая «Песня о далёкой Родине», написанная самой первой, и «Мгновения». В картине они звучат как в виде песен, исполненных нашим земляком Иосифом Кобзоном, так и в качестве самостоятельных фоновых мелодий в разных вариациях. Например, тема свидания Штирлица с женой была написана Таривердиевым вначале для оркестра – но потом композитор понял, что для этой сцены лучше оставить лишь фортепианную партию. Прослушивая музыку, сдержанная и строгая режиссёр Лиознова заплакала…

Остальные музыкальные композиции в фильме звучат без слов – но, наверное, слова там лишние… Например, «Дороги» – невозможно представить другую музыку, под которую бы ехал Штирлиц на излёте зимы по растаявшим трассам со своими нелёгкими думами, о которых ни один человек на свете не должен был догадаться. В ней всё: грусть, тревога, боль разлуки, тяжесть непреодолимого расстояния и колоссальной ответственности – но и надежда, и неотвратимость скорой весны, и вместе с ней – торжества справедливости, победы добра над злом – даже если до неё не доведётся дожить... Нет таких слов, чтобы передать все эти чувства и мысли. Только – с помощью музыки, вот такой, пронзительной и настоящей. «Это был нечеловеческий, колоссальный труд. Сколько раз Таривердиеву приходилось заново перестраивать музыкальную драматургию, композицию, отказываться от написанного, сочинять новую музыку. Он приезжал на студию рано утром, а уезжал за полночь, работая с редкой отдачей, с какой-то самоотверженной одержимостью», – вспоминала Татьяна Лиознова (цитата из книги Веры Таривердиевой «Биография музыки»).

Фильм «Семнадцать мгновений весны» вышел на телеэкраны в 1973 году. Спустя три года Татьяна Лиознова была удостоена Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых, а Микаэлу Таривердиеву за участие в создании картины вручили орден Трудового Красного Знамени. Всего же за свои вокальные и инструментальные сочинения Таривердиев получил 18 международных премий, в том числе премии Американской академии музыки и японской звукозаписывающей фирмы «Виктор». Но (пусть это и звучит банально) лучшая награда для любого творческого человека и признание его таланта – это народная память и любовь. Сегодня премия имени Микаэла Таривердиева за лучшую музыку вручается в рамках основного конкурса Открытого российского фестиваля «Кинотавр», также его имя носит единственный в России Международный конкурс органистов, который с 1999 года проводится в Калининграде. А миллионы зрителей, причём уже не в первом поколении, с гордостью за свою историю и страну смотрят фильм «Семнадцать мгновений», музыка к которому – неотъемлемый символ победной весны 1945-го.

Композиция «Дороги» звучит в исполнении эстрадно-симфонического оркестра Заслуженного государственного академического ансамбля песни и танца «Донбасс», дирижёр – Пётр Рыжов.