Случай, когда широкая публика запоминает не песню, которую спел популярный артист, и не поп-шлягер, который постоянно крутится на радио, а настоящую симфоническую музыку, написанную по академическим правилам и исполненную оркестром, – большая редкость. Но именно так произошло с музыкой к легендарному фильму «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» с Василием Ливановым и Виталием Соломиным в главных ролях. Музыкальное оформление картины выполнил композитор Владимир Дашкевич, и сегодня представить любимый миллионами зрителей фильм без этого сопровождения просто невозможно – настолько органично оно передаёт дух «старой доброй Англии». Не будет преувеличением сказать, что эта музыка тождественна слову «джентльмен», сочетающему в себе целый ряд лучших человеческих качеств – порядочность, верность, благородство.
О том, как создавался этот музыкальный шедевр, читайте в новом материале культурно-просветительского онлайн-проекта Заслуженного государственного академического ансамбля песни и танца «Донбасс» «Золотые мелодии экрана». «Бонус» к статье – видеозапись «Увертюры» из фильма в исполнении эстрадно-симфонического оркестра ансамбля под управлением Петра Рыжова.
…В том, что режиссёр Игорь Масленников выбрал композитором для фильма о Холмсе именно Дашкевича, не было ничего неожиданного. Они неоднократно сотрудничали до этого, начиная с фильма «Гонщики» (1972) и заканчивая фильмом «Ярославна, королева Франции» (1978). Но именно «Холмс» стал для этого тандема настоящей удачей, своеобразным апогеем совместного творчества.
По мнению Дашкевича, одна из сильных сторон Масленникова как режиссёра – умение ставить перед композитором чёткую творческую задачу. Однако в случае с «Шерлоком Холмсом» даже с учётом этого ценного качества работа композитора не оказалась лёгкой. Первые музыкальные наброски Масленникова не удовлетворили, и композитор впал в некий творческий ступор. Сложностей добавляло и расстояние – съёмки шли в Ленинграде, а композитор жил в Москве, и работа велась, как сейчас сказали бы, в дистанционном формате – Масленников и Дашкевич общались исключительно по междугородному телефону. И на каком-то этапе написание музыки практически перестало двигаться.
Однако наступило «время «Ч», и режиссёр стал терять терпение. Он даже нашёл для Дашкевича примерный образец «имперской», как он выражался, мелодии, которую видит в будущем фильме, – музыкальную заставку к культурной передаче «вражеского» канала ВВС. Но композитор никак не мог «собраться». И когда, наконец, в его квартире раздался звонок сердитого режиссёра и стало понятно, что дальше тянуть уже нельзя, Дашкевич на ходу сымпровизировал первое, что пришло ему в голову. «Я за секунду до этого не знал, что я буду играть. Это такое состояние, когда сам от себя не ожидаешь», – признавался впоследствии композитор. При этом он настаивал, что его музыка к «Холмсу» написана без «западного влияния»: «Это чисто русская музыка, которая сильна тем, что она обращена ко всему миру. Английская музыка, особенно викторианской эпохи, откровенно скучноватая и очень холодная. Ею зрителя не захватишь», – утверждает Владимир Дашкевич.
Проницательный режиссёр догадался, что только что услышанная им мелодия – чистой воды импровизация, и настоял, чтобы автор сразу же зафиксировал гениальную находку посредством нот. Было абсолютно ясно: это – именно то, что нужно фильму для того, чтобы получилось единое целостное полотно. Чутьё режиссёра сполна оправдалось: успех «Холмса», вышедшего на экраны в начале весны 1980 года, был таким оглушительным, что дал импульс к целой франшизе. Причём в каждом продолжении Дашкевич добавлял новые музыкальные темы, а старые – по-новому аранжировал и миксовал, придавая им свежее и порой неожиданное звучание. Например, композитор смог, не меняя нот, придать радостной мажорной «Увертюре» трагическое звучание – и получилась тема, появляющаяся в картине после мнимой гибели сыщика в Рейхенбахском водопаде. Общий же хронометраж оригинальной музыки к «Холмсу», по словам Владимира Дашкевича, составил порядка 87 минут, что впоследствии позволило написать на её основе целую симфонию и балет, использовав не вошедшие в фильмы фрагменты.
К слову, музыка к фильму о Шерлоке Холмсе получила признание не только в родном Отечестве – говорят, что «Увертюру» Дашкевича можно даже услышать в музее Холмса на Бейкер-стрит. Что же касается постсоветского пространства, то вот уже более 40 лет мелодии из «Холмса» не теряют популярности среди наших зрителей (как, впрочем, и сам фильм по-прежнему любим миллионами), и есть все основания полагать, что такая тенденция сохранится на много лет вперёд.