2 февраля исполняется 100 лет со дня рождения известного советского композитора, народного артиста СССР, виртуозного баяниста Григория Фёдоровича Пономаренко.Он прожил насыщенную и плодотворную жизнь, оставив нам богатейшее творческое наследие. Многие песни Пономаренко слушатели считают народными – и, пожалуй, это лучшее признание его таланта.
Хоть он и был выходцем из простой крестьянской семьи с Черниговщины, всё же его путь в искусстве был предопределён едва ли не с рождения: дядя Григория Максим Терентьевич Пономаренко был гармонистом, собирателем народных инструментов и мастером по изготовлению баянов. Мальчик самостоятельно овладел нотной грамотой и уже в шестилетнем возрасте играл на всех поселковых праздниках. Затем было обучение у профессионального баяниста в Запорожье Александра Кинебаса, благодаря которому Григорий значительно преуспел в своём творческом становлении. На досуге он осуществлял музыкальное сопровождение немых кинопоказов и самодеятельных спектаклей, а ещё стал «гвоздём программы» на праздниках среди строителей Днепрогэса. Там он фактически и получил путёвку в большую творческую жизнь.
На одном из концертов в ДК Днепрогэса молодой жизнерадостный баянист так понравился руководителю группы экскурсантов, что получил предложение приехать в Киев. Григорий, не раздумывая, согласился, переехал в украинскую столицу и какое-то время играл в джаз-оркестре при ресторане стадиона «Динамо». А вскоре произошла вторая судьбоносная встреча. На одном из ресторанных концертов к Пономаренко подошёл незнакомый человек и предложил работу в военном ансамбле – песни и пляски погранвойск НКВД УССР.
Спустя три года началась Великая Отечественная война, которую Григорий Пономаренко вместе с ансамблем прошёл с первого и до последнего дня. Потом в его жизни была Москва и знакомство с великими мастерами советской песни – композиторами и поэтами. Один из них – Виктор Боков, в тандеме с которым у Пономаренко родится ряд талантливых произведений, – в начале 1950-х пригласил друга и коллегу на Волгу. «Боков подтолкнул меня пойти по Волге за песнями», – говорил об этом сам композитор. В совместных поездках по России они напитывались народным творчеством, местными традициями и неповторимой атмосферой русской глубинки. В тот период из-под пера авторов вышла известнейшая песня «Оренбургский пуховый платок», на написание которой Пономаренко подтолкнула обычная, в общем-то, покупка на галантерейном рынке подарка матери. Задушевная мелодия в сочетании с проникновенными стихами покорила сердца слушателей. Вложенная в уста неподражаемой Людмилы Зыкиной, песня завоевала всю страну и стала лучшей рекламой, как сказали бы сейчас, оренбургского текстильного бренда. А участницы Оренбургского народного хора отныне исполняли эту песню исключительно в накинутых на плечи ажурных платках, связанных специально «под репертуар».
Волге композитор отдал ровно два десятилетия своего творческого пути, создав здесь десятки прекрасных песен – «Эх, Волга-река», «Золотаюшка», «А где мне взять такую песню», «Снег седины», «Русские матери» и многие другие. В «волгоградский период» Пономаренко впервые обратился к поэтическому наследию Сергея Есенина, положив на музыку большое количество его стихов.
А в 1972 году в жизни Григория Пономаренко наступил новый этап – и новое (уже последнее – композитор погиб в 1996 году в автокатастрофе) «место назначения»: Кубань, куда он переехал по приглашению властей региона. «Здесь я встретил то, что искал всю жизнь. Полсвета обошел, а встретил здесь свою любовь, свою песню», – говорил сам композитор, чьё творческое наследие насчитывает около тысячи (!) произведений. На протяжении всей творческой жизни Григорием Пономаренко были написаны пять оперетт, духовная хоровая музыка (оратория «Всенощное бдение»), концерты для баяна с оркестром, квартеты, пьесы для оркестра народных инструментов, оратории для смешанного хора с оркестром, произведения для домры и баяна, музыка к спектаклям драматического театра, к фильмам, множество песен. В разные годы их исполняли уже упомянутая Людмила Зыкина, Иосиф Кобзон, Нани Брегвадзе, Валентина Толкунова, Лев Лещенко, Тамара Гвердцетели и многие другие всенародно любимые артисты, а также прославленные российские коллективы – Государственный академический Кубанский казачий хор, Государственный академический Оренбургский хор, Волжский народный хор.
Сегодня имя композитора носят Краснодарская филармония и несколько музыкальных школ кубанской столицы; здесь же открыт его мемориальный музей-квартира. Творчеству Григория Пономаренко посвящён проходящий в Краснодаре всероссийский фестиваль. Его имя занесено в Мировую музыкальную энциклопедию, а песни стали мировым достоянием. Интересно, например, что в Греции мелодия его «Ивушки» звучит в заставке к музыкальным программам государственного телевидения. И, конечно же, многие произведения Григория Пономаренко входят в репертуар Заслуженного государственного академического ансамбля песни и танца «Донбасс».
Цитаты о Григории Пономаренко:
- «Он творил везде и всегда. Ест – листок и карандаш рядом, отдыхает в кресле – что-то записывает, едет в автомобиле – обязательно наготове блокнот с ручкой, на гастролях – за кулисами пишет, после концерта все на чаепитие, а он – в гримерку и снова за ручку. У него не было режима работы, как у некоторых композиторов. Песни сыпались из него как из рога изобилия» (Вероника Журавлева-Пономаренко, вдова композитора);
- «Ему для жизни так мало нужно было – баян, нотная бумага, стол, который ему заменяли капот машины, пенёк, собственное колено. Он действительно жил в другом измерении» (Татьяна Василевская, журналист, издатель, лауреат премии Григория Пономаренко);
- «Григорий Федорович был человеком мягким, открытым, искренним. Несмотря на свою известность, он откликался на любые просьбы. Едет агитбригада в поле чествовать колхозников? Пономаренко с радостью присоединялся и отправлялся выступать на полевой стан. Вы представляете, как его там ждали, как встречали?! Он с большим уважением относился к людям труда, и они это понимали, отвечали ему огромной любовью. Он был гением своего времени. Нередко его песни считали народными. Но разве это не лучшая похвала?...» (Лариса Новосельская, председатель краевого отделения Союза писателей России).
Предлагаем вниманию песенное попурри на музыку Григория Пономаренко в исполнении солистки Заслуженного государственного академического ансамбля песни и танца «Донбасс», заслуженной артистки Украины Виктории Струковой. Аккомпанирует на баяне солист эстрадно-симфонического оркестра «Донбасса», заслуженный артист Украины Сергей Устименко.