Знаменитую трилогию о неуловимых мстителях режиссёра Эдмонда Кеосаяна называют «советским (красным) вестерном», или, точнее, «истерном» — жанром кинематографа, получившим популярность в СССР после Гражданской войны (действие таких картин разворачивалось на юге бывшей Российской империи, а главными героями выступали красноармейцы, воевавшие с белыми). Четвёртый выпуск культурно-просветительского проекта «Золотые мелодии экрана» посвящён этому легендарному кинопроизведению.

iРабота над первой частью картины по мотивам повести Павла Бляхина «Красные дьяволята» (о том, что первый фильм получит продолжение, тогда ещё никто не думал) под рабочим названием «Знак четырёх» началась в середине 1960-х годов. Захватывающий сюжет был блестяще воплощён на экране благодаря обаянию героев, обилию мастерски выполненных трюков и, конечно, великолепному музыкальному сопровождению авторства Бориса Мокроусова. Тон фильму был задан заглавной «Песней неуловимых мстителей» («Если снова над миром грянет гром…»), которая очень эффектно легла на видеоряд: четыре всадника на фоне алеющего восхода. К слову, ответственная работа по написанию песни была выполнена Мокроусовым буквально за вечер, практически на глазах у режиссёра. Нашлось в картине место и весёлым композициям, написанным тем же Борисом Мокроусовым, – «Одесским куплетам Бубы Касторского» и «Песне Яшки-цыгана».Мокроусов

Премьера «Неуловимых мстителей» состоялась 29 апреля 1967 года, и уже спустя две недели фильм получил первую награду – приз фестиваля детского кино «Алая гвоздика». За ней последовало множество других. Фильм стал одним из самых обсуждаемых и популярных — о нём написали практически все советские журналы и газеты; за первый год проката картину посмотрело 54 миллиона человек. По числу зрителей «Неуловимые мстители» обошли вторую часть оскароносной эпопеи Сергея Бондарчука «Война и мир». Юные исполнители главных ролей в мгновение ока получили всесоюзную известность. Дети во дворах играли в «неуловимых», в домах культуры проходили творческие встречи с актёрами…

Такой оглушительный, беспрецедентный успех подтолкнул кинематографистов к созданию новых серий. И уже в ноябре 1968 года зрители увидели «Новые приключения неуловимых», которые также стали одним из самых кассовых фильмов в истории советского кино (третья часть — «Корона Российской империи, или Снова неуловимые» — вышла на экраны в 1971 году). Актёрский состав оставался неизменным на протяжении всей работы, а вот автор музыки ко второй и третьей части «Неуловимых» уже был другой: в 1968 году Борис Мокроусов ушёл из жизни, и его заменил не менее известный композитор Ян Френкель. Благодаря его таланту и родились знаменитые «Русское поле» и «Погоня» на стихи Роберта Рождественского.original

Песня «Русское поле» понадобилась режиссёру фильма в самый последний момент – и Френкель мгновенно её предоставил. Так вышло, что мелодия песни давно была создана композитором и ждала своего часа; стихи по просьбе Френкеля написала поэтесса Инна Гофф (в своей работе она также использовала имеющийся набросок). Песня удалась и «переросла» фильм – многие слушатели сегодня воспринимают её не как саундтрек, а как отдельное произведение.Френкель

Отдельного слова заслуживает и легендарная «Погоня». Блестяще исполненная за кадром нашим выдающимся земляком Иосифом Кобзоном, она была мгновенно подхвачена зрителями – и вот уже более полувека сохраняет свою популярность. Поколение 1980-х с улыбкой вспоминает шуточное переложение по мотивам «Погони», звучавшее в пионерлагерях («По койкам, по койкам, по койкам, по койкам вожатый с ремнём»). А недавним творческим опытом «на злобу дня» стала «антивирусная» «Погоня» в исполнении артистов Дома офицеров Западного военного округа, находящихся на самоизоляции. Основным посылом клипа, который легко можно найти в интернете, стала несомненная победа над новым вирусом, призыв к соблюдению ограничений и благодарность врачам.

Впрочем, и как самостоятельная мелодия «Погоня» не менее прекрасна, и, пожалуй, уже давно воспринимается как самостоятельное произведение. Вложенный в него энергетический заряд столь силён, что «Погоня» органично звучит даже в рок-обработке. А мы предлагаем вашему вниманию попурри из «Неуловимых» с ключевой темой «Погони» в исполнении эстрадно-симфонического оркестра Заслуженного государственного академического ансамбля песни и танца «Донбасс» (дирижёр Пётр Рыжов).

;