Композитор Исаак Осипович Дунаевский, со дня рождения которого в начале нынешнего года исполнилось 120 лет, считается признанным классиком советской оперетты, лучшим из мастеров советской массовой песни и авторов музыки к кинофильмам.
Вашему вниманию – дебютный выпуск культурно-просветительского онлайн-проекта ансамбля «Донбасс» «Золотые мелодии экрана», в котором мы рассказываем о легендарной «Увертюре» из кинофильма «Дети капитана Гранта».
…Она была написана в середине 1930-х годов, когда телевидения ещё не было, а кино, совсем недавно появившись, пользовалось бешеной популярностью. Особенно любим в народе был жанр музыкальной кинокомедии, безоговорочное первенство в котором в качестве композитора принадлежало Исааку Дунаевскому. В 1935 году он получил от «Мосфильма» приглашение к участию в создании приключенческого фильма «Дети капитана Гранта». Коллеги, работавшие на съёмочной площадке, поражались титанической работоспособности Дунаевского, параллельно занятого в работе над картиной Г. Александрова «Цирк». Приходя в павильон, где снимались «Дети капитана Гранта», он мгновенно переключался и сходу погружался в творческий процесс. Современники вспоминали, как Дунаевский развивал буквально только что родившуюся мелодию, изображая едва ли не весь оркестр. «Ему всегда хотелось, чтобы музыка была «настоящей», а песня — искренней и заразительной», — рассказывали о Исааке Дунаевском.
Автор фильма Владимир Вайншток ставил перед собой задачу продемонстрировать зрителю созвучность с современностью, показать, как мужество, храбрость и ловкость рушат все препятствия на своём пути. Дунаевский написал к «Детям капитана Гранта» замечательные песни на стихи Василия Лебедева-Кумача – «Песенку Роберта (А ну-ка песню нам пропой, весёлый ветер»)» (исполнили К.М. Крашенинникова и Ляля Сатеева) и «Песенку о капитане («Жил отважный капитан…»)» (исполнил Николай Черкасов), но главным творением всего фильма стала романтическая, истинно симфоническая увертюра. Произведение открывается звучанием всех духовых инструментов мощными аккордами-фанфарами. После первых восьми тактов начинается подготовка к появлению основной темы, и вот она уже зазвучала в октаву у фаготов и кларнетов. Она полна чувств, взволнованна, будто от перехваченного дыхания. Этот романтический характер отлично передается пульсирующим аккомпанементом. Мелодия развивается, длится, живёт. Достигается кульминация, после чего звучание деревянных и струнных инструментов рождает новую лирическую мелодию. В финале увертюры вновь звучит основная тема, а завершают пьесу аккорды, начинающие вступление.
Произведение сразу же, что называется, легло на слух, став художественным стержнем всей картины – представить без неё визуализацию захватывающего произведения Жюль Верна стало просто невозможно. Это убедительно подтверждает и тот факт, что спустя ровно полвека, в 1986 году, на экраны вышла новая версия фильма под несколько изменённым названием «В поисках капитана Гранта» (режиссёр Станислав Говорухин) – и вновь в ней прозвучала та же увертюра Дунаевского. Автор и сам считал её одним из лучших своих творений. «В музыке так взволнованно передана вечная тема романтики подвига, опасности и преданности людей благородному делу, что она не могла не увлечь слушателей», – писали об увертюре критики, и это действительно так.
Сегодня увертюра Исаака Дунаевского звучит в исполнении эстрадно-симфонического оркестра Заслуженного государственного академического ансамбля песни и танца «Донбасс» (дирижёр Пётр Рыжов).
Несколько интересных фактов об увертюре, фильме и самом Исааке Дунаевском.
— В многодетной семье, из которой вышел легендарный композитор, пятеро братьев связали свою судьбу с музыкой (в том числе – и младший брат Исаака Осиповича Зиновий Дунаевский, ставший создателем шахтёрского ансамбля песни и пляски, будущего ансамбля песни и танца «Донбасс»). Лишь единственная дочь, старшая из детей, выбрала иную профессиональную стезю, став учителем физики.
— «Песенка о весёлом ветре» наряду с ещё двумя десятками музыкальных произведений изначально создавалась Дунаевским для фильма «Цирк», который, как говорилось выше, снимался в том же 1936 году. Однако так сложилось, что в «Цирк» она не вошла, а была использована в «Детях капитана Гранта».
— Появление кинокартины «Дети капитана Гранта» в то предвоенное, уже неспокойное время, когда в Европе уже поднимал голову фашизм, неслучайно. В приключенческом, на первый взгляд, фильме содержался мощный подтекст: даже подросток, если он смел и одержим большой, благородной идеей, может пройти через все лишения и выйти изо всех испытаний победителем.
— Великий композитор Дмитрий Шостакович сетовал, что Дунаевский не использовал увертюру для создания чего-то большего. В журнальной статье «Большой талант, большой мастер» Шостакович писал: «Когда я вспоминаю музыку к фильму «Дети капитана Гранта», я не могу не испытывать сожаления по поводу того, что блестящая увертюра к картине, открывшая новую сторону таланта композитора, не повлекла за собой продолжения работы в этом плане. Эта увертюра – симфоническое произведение большого накала и темперамента».
— Кроме музыки к десяткам фильмов, Исааку Дунаевскому принадлежат 14 оперетт, 3 балета, 2 кантаты, 80 хоров, 80 песен и романсов, музыка к 88 драматическим спектаклям, 43 сочинения для эстрады и 12 для джаз-оркестра, 17 мелодекламаций, 52 симфонических и 47 фортепианных произведений. Музыка гимна Москвы – «Дорогая моя столица» – также написана Исааком Дунаевским.