История легендарной песни «Коногон», посвященной гибели молодого горняка, невероятно интересна. Исследователи затрудняются сказать, когда была написана шахтёрская песня о коногоне. Некоторые уверены, что она появилась на свет в конце восемнадцатого – начале девятнадцатого столетий. Другие утверждают, что её начали петь в первые годы двадцатого века. Исторических документов, подтверждающих ту или иную версию, нет. По словам композиции сложно определить период написания, так как на протяжении очень длительного времени в шахтном деле использовались одни и те же орудия труда и технологии.
Автор песни «Коногон» неизвестен, поэтому её принято считать народной. С высокой долей вероятности можно утверждать, что она зародилась в среде донбасских шахтёров. Старики рассказывают, что поют её с детства. Она распространена в многочисленных вариациях и повсеместно исполняется как застольная песня. Песня о коногоне – типичный представитель устного народного творчества.
Рабочий люд в песенной форме рассказывал об условиях труда, используя профессиональную, а в нашем случае – шахтерскую терминологию. Ну, например, строчки: «Вот лошадь мчится по продольной, по темной, узкой и сырой, а коногона молодого предупреждает тормозной…». Сколько сразу специфических слов. Кто такие коногон, тормозной? Итак, чтобы понять, о чём песня «Коногон», необходимо разобраться в терминах, которые встречаются в тексте.
КОНОГОН – это одна из шахтёрских профессий, ныне исчезнувшая. Так называли рабочих, которые поднимали уголь из забоя на поверхность. Для этих целей использовали лошадей. Их запрягали в вагонетки, которые двигались по рельсовому пути.
Упоминаемый в словах песни ТОРМОЗНОЙ должен был притормаживать вагонетки, если на уклоне они набирали слишком быстрый ход. ПЛИТОВАЯ – это женщина, которая на поворотной плите осуществляла разворот вагонеток. ЛАМПОВАЯ – девушка, ответственная за зарядку шахтерских ламп (раньше карбидом, теперь электричеством). СТВОЛОВОЙ – человек, работающий под землей около ствола шахты и отвечающий за загрузку клети лавой (породой) или людьми перед подъемом ее на поверхность (на-гора).
Образ коногона описал в автобиографических воспоминаниях о шахтёрском труде Алексей Стаханов: «…Коногоны на шахте считались самыми боевыми людьми. Это были попросту задиры. Коногоны ходили с длинными кнутами, с большими чубами и носили фуражки набекрень. Как засвистит, бывало, коногон в коренном штреке, так некоторым молодым шахтерам даже страшновато становилось…».
В 1939 году режиссёр Леонид Луков снял художественный фильм «Большая жизнь», рассказывающий о жизни донбасских шахтёров. Кинодрама имела огромный успех. Её посмотрели более восемнадцати миллионов зрителей. В этой картине прозвучали три куплета песни о коногоне в исполнении актера Лаврентия Масохи. Вскоре песня «Коногон» разлетелась по всему Советскому Союзу. Когда грянула война, песни из кинокартины стали фронтовыми хитами. Народную песню о коногоне солдаты переделали в историю о погибших танкистах. В течение войны коногон преображался и в десантника, лётчика, партизана, матроса, самоходчика и машиниста поезда – не счесть числа вариантам исходного произведения. Но по сей день во многих городах и сёлах Донбасса наиболее популярна именно версия о коногоне.
В разные годы народ сложил многочисленные «профессиональные» вариации слов песни о коногоне. По мнению музыковедов, «канонического» варианта этой песни не существует. Ну а нам остаётся лишь радоваться различным переделкам удивительной песни «Коногон», без всякого сомнения, занимающей достойное место в отечественном народном культурном наследии.
В рамках проекта «Песни ДОНБАССА» Заслуженного государственного академического ансамбля песни и танца «Донбасс» предлагаем вашему вниманию фрагмент художественного фильма «Большая жизнь», где легендарную песню исполняет Лаврентий Масоха,
и выступление артистов ансамбля «Донбасс» лауреатов международных конкурсов Анатолия Миняйло и Александра Налесного; аккомпанирует солист оркестра ансамбля заслуженный артист Украины Сергей Устименко.