Page 266 - Альманах № 2 2024
P. 266
нахальным самозахватом большевики не собира- сакральную фигуру, обладавшую монополией на
лись. Правда, всех белогвардейцев, вроде генера- этот вдохновенный жест. В довершение всего, в
ла Эберлинга и войскового старшины Краснощё- освободившуюся от палки правую руку Даута кто-
кова, хорошенько затушевали, и на первый план то неизвестный (вероятно, какой-нибудь завист-
как раз и выдвинулся скромный горский кре- ливый карагулак) злонамеренно вставил бара-
стьянин-труженик. Так совпало, что кампания ний рог, символ винопития, хотя всем хорошо
по выдвижению нацкадров была на подъёме; во известно, что ни те, ни другие («уши» или «пят-
всех каракулакских школах появились его пор- ки») никаких пьянящих напитков, кроме слабо-
треты, которых при жизни Даута никто, разуме- градусного айрана, никогда не употребляли.
ется, с него не писал, разве что Степан с помощью Начальство поморщилось и велело как-ни-
камеры-обскуры, но от этой мохнатой фигурки на будь вопрос решить. Так что, начав свое великое
клейме гравюры толку было мало. Так что пор- восхождение ещё при жизни, Даут не смог оста-
треты Даута представляли собой, что называется, новиться даже после смерти. Когда волна с нац-
историческую реконструкцию и мало походили кадрами пошла на убыль, памятник перенес-
один на другой. ли сначала в его родной аул Эль-Тюбе, а потом
Потом, ещё в довоенные годы, в районном задвинули ещё дальше – на поляну Эберлинга,
центре Кара-Кулаке поставили памятник, изо- к самому подножию Шатуна. Надо признать,
бражавший Даута в бурке и с головой, закутан- что горный ландшафт послужил для памятника
ной в башлык. Он шёл, опираясь правой рукой на более естественным фоном, чем пыльная пло-
альпеншток, а точнее, на обыкновенную буковую щадь в Кара-Кулаке: так и кажется, что бронзо-
палку, из-за которой в партийных инстанциях вый Даут вот-вот стронется с пьедестала и вновь
разгорелся скандал. Дело в том, что палка боль- направит шаги вверх по склону – в третий раз
ше напоминала посох и тем самым наводила на покорять своего Шайтана.
мысль не о восхождении на вершину Шатун-го- Случай с блуждающим Даутом показателен в
ры, а, скорее всего, о паломничестве к святым том смысле, что памятники, как и живые люди,
местам. Палку аккуратно изъяли, оставив Даута с имеют свою судьбу. Одни стоят как вкопанные
призывно поднятой правой рукой, зовущей всех там, куда их когда-то поставили, другие путеше-
советских трудящихся повторить его незабывае- ствуют с места на место, а третьи вовсе исчезают с
мый подвиг. лица земли. Я думаю, это связано с тем, как меня-
Но этим, впрочем, дело не кончилось. Мало ются (или не меняются) представления людей о
того, что памятник теперь странновато напоми- своём прошлом. В истории Водогорска существу-
нал своей выкинутой вперёд рукой совсем другую ет ещё более удивительный пример того, каким
264 265