Page 267 - Альманах № 2 2024
P. 267

нахальным самозахватом большевики не собира-  сакральную фигуру, обладавшую монополией на
 лись. Правда, всех белогвардейцев, вроде генера-  этот вдохновенный жест. В довершение всего, в
 ла Эберлинга и войскового старшины Краснощё-  освободившуюся от палки правую руку Даута кто-
 кова, хорошенько затушевали, и на первый план   то неизвестный (вероятно, какой-нибудь завист-
 как  раз  и  выдвинулся  скромный  горский  кре-  ливый  карагулак)  злонамеренно  вставил  бара-
 стьянин-труженик.  Так  совпало,  что  кампания   ний  рог,  символ  винопития,  хотя  всем  хорошо
 по выдвижению нацкадров была на подъёме; во   известно, что ни те, ни другие («уши» или «пят-
 всех  каракулакских  школах  появились  его  пор-  ки») никаких пьянящих напитков, кроме слабо-
 треты, которых при жизни Даута никто, разуме-  градусного айрана, никогда не употребляли.
 ется, с него не писал, разве что Степан с помощью   Начальство  поморщилось  и  велело  как-ни-
 камеры-обскуры, но от этой мохнатой фигурки на   будь вопрос решить. Так что, начав свое великое
 клейме гравюры толку было мало. Так что пор-  восхождение ещё при жизни, Даут не смог оста-
 треты Даута представляли собой, что называется,   новиться даже после смерти. Когда волна с нац-
 историческую  реконструкцию  и  мало  походили   кадрами  пошла  на  убыль,  памятник  перенес-
 один на другой.  ли сначала в его родной аул Эль-Тюбе, а потом
 Потом,  ещё  в  довоенные  годы,  в  районном   задвинули  ещё  дальше  –  на  поляну  Эберлинга,
 центре  Кара-Кулаке  поставили  памятник,  изо-  к  самому  подножию  Шатуна.  Надо  признать,
 бражавший Даута в бурке и с головой, закутан-  что горный ландшафт послужил для памятника
 ной в башлык. Он шёл, опираясь правой рукой на   более  естественным  фоном,  чем  пыльная  пло-
 альпеншток, а точнее, на обыкновенную буковую   щадь в Кара-Кулаке: так и кажется, что бронзо-
 палку,  из-за  которой  в  партийных  инстанциях   вый Даут вот-вот стронется с пьедестала и вновь
 разгорелся скандал. Дело в том, что палка боль-  направит  шаги  вверх  по  склону  –  в  третий  раз
 ше напоминала посох и тем самым наводила на   покорять своего Шайтана.
 мысль не о восхождении на вершину Шатун-го-  Случай с блуждающим Даутом показателен в
 ры,  а,  скорее  всего,  о  паломничестве  к  святым   том смысле, что памятники, как и живые люди,
 местам. Палку аккуратно изъяли, оставив Даута с   имеют  свою  судьбу.  Одни  стоят  как  вкопанные
 призывно поднятой правой рукой, зовущей всех   там, куда их когда-то поставили, другие путеше-
 советских трудящихся повторить его незабывае-  ствуют с места на место, а третьи вовсе исчезают с
 мый подвиг.   лица земли. Я думаю, это связано с тем, как меня-
 Но  этим,  впрочем,  дело  не  кончилось.  Мало   ются (или не меняются) представления людей о
 того, что памятник теперь странновато напоми-  своём прошлом. В истории Водогорска существу-
 нал своей выкинутой вперёд рукой совсем другую   ет ещё более удивительный пример того, каким



 264                                                         265
   262   263   264   265   266   267   268   269   270   271   272